в котором снялся актер колосовского театра из Витебска Владимир Кулешов
28 января исполнилось 75 лет со дня рождения советского и белорусского кинорежиссера, народного артиста БССР Михаила Пташука. С его именем связана целая эпоха в белорусском кино. Именно Михаил Николаевич экранизировал произведения белорусских классиков, переведя на язык кинематографа романы Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский», Ивана Шамякина «Возьму твою боль», а также повесть Василия Быкова «Знак беды».
Примечательно, что в «Знаке беды» (1986 год), который европейские киноведы включили в десятку лучших картин о войне в мире, снимался актер Белорусского государственного академического драматического театра имени Якуба Колоса, народный артист Белорусской ССР Владимир Кулешов (1941-1999), который исполнил роль Корнилы.
В Государственном архиве Витебской области есть личный фонд Владимира Алексеевича, где хранятся, в том числе, и фотографии со съемок этого фильма.
Струны души Михаила Пташука
Как рассказывала корреспонденту «7 дней» вдова режиссера Лилия Пташук, Михаил Николаевич считал «Знак беды» своим главным и лучшим фильмом, признавался, что ему не нужно было ничего придумывать. На хуторе в Бартниках Барановичского района Брестской области – месте съемок, режиссер видел свой родной дом в деревне Федюки Ляховичского района Брестской области, где он родился и провел детство.
«В «Знаке беды» он прикоснулся к струнам своей души», – говорила Лилия Пташук.
Слезы на пепелище
Хутор, на котором происходило основное действие фильма, был настоящим. В документально-биографической книге «Михаил Пташук» режиссер писал, что найти подходящее место ему помог друг Лев Олиферко, председатель колхоза.
Для съемок «Беларусьфильм» выкупил хутор в Бартниках, хозяйки которого – три сестры – уже несколько лет там не жили, перебравшись в город. Наследницы были предупреждены о том, что в конце фильма хутор предполагается сжечь, но все равно не были готовы к этому финалу. Женщины вместе с семьями приехали на «сжигание» и просидели всю ночь на пепелище, а утром муж одной из них набросился на Пташука с кулаками и закричал, что он убийца, потому что сжег их малую родину.
Съемки сцены сжигания хутора не были легкими: две камеры из трех в самый решающий момент отказали, третью камеру с оператором на гидроподъемнике едва «не достало» пламя. А съемочная группа сожалела, что им не удалось снять драматичный кадр: кошка, которая жила в доме во время съемок, отчаянно кричала и рвалась в огонь, пока хутор горел.
«Более трудной картины у меня не было»
Так говорил о фильме «Знак беды» сам режиссер. Михаил Николаевич рассказывал, как в декабре снимали дождливую погоду. Для этого двор хутора обливали сначала горячей водой, затем холодной, чтобы сделать грязь. Дождь для сцены, когда главная героиня катит бомбу, обеспечивали пятнадцать пожарных машин, а самому режиссеру пришлось вместо лошади тащить плуг в сцене, где Пятрок пахал землю.
Лошадь, задействованная в съемках, также заставила всех понервничать. Когда по сценарию животное должно было упасть в разгар посевной, снотворное сразу не подействовало, и сцену пришлось несколько раз переснимать. А вот корову Степаниды действительно застрелили, чтобы потом в кадре «немцы» разделали ее тушу.
Кстати, сама дорога к хутору в условиях непогоды была настолько непроходимой, что съемочные машины вязли в грязи: актеров и все необходимое оборудование перевозили на тракторах.
Фильм единомышленников
В документально-биографической книге «Михаил Пташук», вышедшей уже после гибели Михаила Николаевича, приводятся слова режиссера:
«… в фильме снималось много «типажных» актеров, представляющих театры России и Беларуси. Не знаю, какой след я оставил в их судьбе, но я благодарен каждому из них, потому что без них не было бы «Знака беды».
Я никогда не забуду счастливые минуты съемок, когда все собирались вместе: актеры, игравшие «вторые» и «третьи» роли и эстонские актеры, игравшие немцев. Это было единое актерское братство. Нам всем хотелось снять хороший фильм, чтобы никому из нас не было за него стыдно».
И это смогли прочувствовать все зрители. Недаром Григорий Чухрай, представляя «Знак беды» в Москве, отметил:
«Фильм, который вы увидите, создан единомышленниками. Такие фильмы не делаются в одиночку. С первого кадра я вижу единомышленников – режиссера, оператора, художника, гримера, костюмера, актеров… Спасибо за фильм».
Фильм на полке
Когда «Знак беды» в 1985 году был завершен, Михаила Николаевича вначале вызвали в отдел культуры ЦК КПБ, затем в Москву и потребовали подкорректировать сцены коллективизации, угрожая концом карьеры. Ни Пташук, ни Быков не пошли на сделку с совестью, и фильм был положен на полку.
А когда в 1986 году Горбачев отдыхал в Крыму, Госкино СССР подготовили ему для просмотра зарубежные фильмы, в том числе в список попал и «Знак беды». С председателем Госкино Александром Камшаловым поговорила Раиса Горбачева и сказала, что ей и всем членам семьи «Знак беды» понравился. Так фильм получил право демонстрироваться на телеэкранах.
Но, что интересно, если в западной и московской прессе фильм активно обсуждали, то в Беларуси он сначала оставался незамеченным. На ежегодном конкурсе в БССР «Знаку беды» вручили лишь диплом «За раскрытие темы Великой Отечественной войны», в то время как за рубежом исполнительница главной женской роли Нина Русланова получила престижную кинопремию «Ника», кинокартина была признана лучшим неанглийским фильмом ВВС, а на кинофестивале в Югославии в 1986 году взяла сразу три главных премии: за лучшие мужскую и женскую роли и за лучший фильм.
Напомним, не так давно в Государственном архиве Витебской области проходила выставка, посвященная еще одному колосовцу – Федору Шмакову. А как в Витебске сначала решили назвать улицу в честь актера, а затем передумали, смотрите здесь и здесь.
Редакция «Витебского курьера» благодарит за предоставленные фотоматериалы ведущего архивиста Государственного архива Витебской области Светлану Мясоедову.