Неизгладимый трагизм Холокоста

Рубина, Аксельрод, холокост, Корженевский Культура

В витебском Арт-центре Марка Шагала открыта выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода»

Рубина, Аксельрод, холокост, Корженевский
Книга «Вьётся нить» Ривы Рубиной. Графика Меера Аксельрода. Москва, 1975 г.

Трагизм графических произведений Меера Аксельрода внушает огромное сопереживание людям совершенно мирным, чья жизнь оборвалась или подверглась самым мучительным испытаниям из-за бесчеловечного зверства тех, кто был одурманен нацистской пропагандой. Мы видим не просто зверства, а последствия внедрения в создание одного народа совершенно тёмной квазирелигиозной идеологии, непременным условием которой было стереть с лица земли представителей другого, еврейского народа. Безбрежность трагизма событий, о которых повествует Меер Аксельрод, сродни дантовским «кругам ада», если сравнивать с произведениями литературы, и офортам Франсиско Гойи, если проводить параллели с произведениями изобразительного искусства.

Аксельрод, погром, холокост, графика, Корженевский
Меер Аксельрод. Эскиз к картине «После погрома» из серии «Зверства немцев». 1940-е гг.

Стоит сказать, что тематика представленной графики художника относится не только к прошлому. Зверства и геноцид – явления вполне современные, как и явления антисемитизма у представителей некоторых народов тоже. Ныне это также может выражаться в виде экстремизма квазирелигиозного толка, подпитываемого человеконенавистничеством носителей подобного рода идеологий. Потому следует честно сказать себе, что вместе с ксенофобией тёмная религиозность среди нас, национальная ненависть среди нас, и Гитлер тоже среди нас. Противостояние современного Израиля силам из «тьмы внешней» исчерпывающе демонстрирует это положение дел. Наблюдая спокойно и безучастно, как «приходят» к одному народу, можно не удивляться, что вскоре «придут» и за народом твоим.

Аксельрод, графика, Холокост, гетто, Корженевский
Меер Аксельрод. Эскиз к картине. Без названия

Меер Аксельрод, родом из белорусского Молодечно, был выпускником известного ВХУТЕМАСа, и реализовал себя преимущественно как книжный график и театральный художник. В начале войны он был эвакуирован из Москвы в Алма-Ату, где и начал создавать свои произведения об ужасах оккупации. Вернувшись в Москву, художник изучает огромный объём документальных материалов, а также живые свидетельства о зверствах нацистов, и продолжает работу над воспроизведением трагической истории своих соотечественников в годы войны. Во второй половине 60-х годов Меер Аксельрод подводит итог тематики Холокоста, написав цикл больших композиционных работ под названием «Гетто». Художник окончил свой жизненный путь в январе 1970 года в Москве.

Аксельрод, расстрел, Холокост, графика, Корженевский
Меер Аксельрод. Эскиз к картине «Расстрел» из серии «Зверства немцев». 1944 г.

Выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» организована совместно Музеем Марка Шагала в Витебске, Фондом Александра Печерского и Галереей «Веллум». Открытие выставки происходило 25 января, и посетители могут ознакомиться с поистине впечатляющей коллекцией графических работ до 28 февраля. На церемонии открытия, происходившей накануне Международного дня памяти жертв Холокоста, выступали директор Музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова, главный специалист главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Витебского облисполкома Денис Юрчак, владелец коллекции и председатель Фонда Александра Печерского Илья Васильев, искусствовед Людмила Вакар.

Васильев, Воронова, Юрчак, Вакар, Корженевский, Витебск
Илья Васильев, Ирина Воронова, Денис Юрчак, Людмила Вакар. Фото Георгия Корженевского

В частности, Ирина Воронова отметила, что ныне Минский областной краеведческий музей в г. Молодечно борется за возвращение имени Меера Аксельрода, как это было и с именем Марка Шагала в Витебске в 90-е годы. Перед открытием выставки сотрудники молодеченского музея передавали всем участникам события самые наилучшие пожелания и высказывали слова восхищения тем, что Витебск стал первым пунктом возвращения Меера Аксельрода в Беларусь. Ведь кроме ничтожного количества его работ, хранящихся в Национальном художественном музее, больше в Беларуси их нигде нет. Витебская выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» даёт уникальную возможность ознакомиться с графикой этого необыкновенного художника.

Аксельрод, графика, Корженевский
Меер Аксельрод. Автопортрет. 1921 г.

Предлагаем вниманию читателей статью об ужасах Холокста в Витебске.

Также можно прочитать о постмодернистской акции в Освенциме, которая была осуждена как польским судом, так и подавляющим большинством наших сограждан.

И, конечно же, о вопросах восприятия Холокоста и отношения к антисемитизму в связи с фундаментальностью фактора «человеческой матрицы».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Александр Холод

    Про эту выставку даже НТВ новостной репортаж сделал.

    Ответить