Андрей Щурок: искусство в «режиме воды»

Путешествия по мирам восприятия, гармония художественного созерцания, органичность творческого процесса явлены в новой выставке Андрея Щурка «Запах дождя»

Щурок, живопись, Витебск, выставка

Иван Щурок и Андрей Щурок на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Искусство Андрея Щурка размывает твёрдые грани восприятия, запечатлевая процессы трансформации форм этого мира на уровнях тонкой материи и энергии. Их неосознаваемая обычным, «первым» вниманием интерпретация формирует картину человеческой действительности, однако художник делает неосознанное осознанным, становясь соавтором невидимых стихиальных процессов, происходящих в планетарном универсуме. При этом живописец не вторгается в реальность со скальпелем рассудка, мы видим по своей сути созерцательное искусство, являющее гармоничное взаимодействие с реальностью. Руководствуясь творческой спонтанностью, художник предстаёт сотворцом стихиям мироздания, ибо его наблюдательная активность пребывает в согласии с миром.

Щурок, скала, Испания, Мальорка, Корженевский

А. Щурок. Обезьянья скала. 2017 г.

Андрей Щурок является художником-путешественником во всех смыслах этого слова. Экспонированные в Витебском художественном музее картины возникли как результат впечатлений от созерцания белорусских пейзажей, а также пребывания среди природы европейских стран. В то же время большинство картин нельзя назвать пейзажами в смысле, привычном массовому зрителю. Творчество Андрея Щурка связывает состояния природной реальности с состоянием души самого художника, и путешествия по местам физического мира становятся сопутствующими странствиям по мирам индивидуального сознания. Так достигается искомая многими реализация выражения единства человека и мироздания.

А. Щурок. Перо. 2017 г.

Следовательно, и тема воды, заявленная в названии выставки, раскрывается как в буквальном, так и в аллегорическом смысле. С одной стороны, дождь является привычным атрибутом белорусского пейзажа, которому во многом свойственны облачность и сумрачный характер. В другой стороны, вода символизирует чувственную реальность, мир субтильных форм, связанных с желаниями. Не зря директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич охарактеризовала открывшуюся 12 декабря выставку как душевную, ностальгическую и романтическую. А выступавшая на открытии выставки супруга художника говорила о том, что представленные работы нужно воспринимать сердцем, и тогда хотя бы на одну из картин сердце посетителя непременно отзовётся.

Щурок, тальники, живопись, Корженевский

А. Щурок. Серия «Тальники». 2017 г.

При этом речь идёт не просто о воде, а о её проявлении в виде дождя, что символически подчёркивает значение воды в качестве первоэлемента, когда она предстаёт как «небесная вода». И здесь первичны её животворящая и духовно преобразующая функции. Вода в картинах Андрея Щурка не ограничивается чисто материальным аспектом, она генерирует смыслы, определяет настроения, влияет на человеческие интенции. Об этом рассказывал сам художник:

Весенний запах дождя связан с любовью и пробуждением. Летний запах дождя – это озон и грозы. Осенний запах дождя ассоциируется с урожаем и сбором плодов, это также умирание и перерождение. Зимний запах дождя связан с особым настроением, когда я запираюсь в мастерской и пребываю среди книг и картин. Каждая погода определяет свой способ повествования, характер рассказа собственных историй… О природе творчества можно рассказывать бесконечно.

Щурок, погружение, вода, живопись, Корженевский

А. Щурок. Погружение. 2017 г.

В полном соответствии со своей природой путешественника, высшим архетипическим выражением которого предстаёт образ Странника, Андрей Щурок охотно допускает, когда его искусство называют «странным», отмечая, что это тоже комплимент. Именно в «странных» картинах, проявляющих особенности духовного пути и индивидуального гнозиса их творца, можно постоянно открывать для себя нечто новое, такое искусство обладает подлинной ценностью и, по словам художника, никогда не надоедает. Отличительной особенностью творческого процесса Андрея Щурка является то, что размывая границы обусловленного восприятия, он не конфликтует с действительностью и не стремится её намеренно пересоздавать, существуя в ней гармонично:

Я не манифестный художник. Искусство является органичным для моей жизни. Я наслаждаюсь от борьбы с холстом, или, напротив, когда творческий процесс протекает легко.    

Щурок, зима, живопись, Корженевский

А. Щурок. Зима нежна. 2017 г.

Неоднократно выставляясь ранее в Витебском областном краеведческом музее, Андрей Щурок известен не только в родном городе и Беларуси, но и за рубежом. Например, одна из зарубежных выставок художника состоялась после возобновления работы такой знаковой культурной достопримечательности Италии, как «Дом Риголетто», который находится в Мантуе, и в течение 60-ти лет был закрыт для посетителей. Также Андрея Щурка знают не только как живописца, но и успешного, востребованного художника кино. Возвращаясь же к Витебску, отметим, что известностью пользуется вся семья, которой принадлежит художник, о чём говорила на мероприятии открытия Ольга Акуневич:

История и культура Витебска, конечно же, складывается из ценностей и воспитания, которые закладывает семья в каждого из представителей культуры нашего города. У Андрея Щурка очень хорошая и уважаемая семья.

Щурок, Витебск, выставка, живопись

Члены семьи и гости на открытии выставки Андрея Щурка. Фото Георгия Корженевского

На открытии выставки присутствовали многие члены семьи художника, и, конечно же, наиболее известным из них является его отец Иван Антонович Щурок, занимавший многочисленные руководящие посты на Витебщине, последним из которых была должность начальника управления образования Витебского облисполкома. Но как отмечают в городе, знания и опыт человека, обладающего такой колоссальной практикой управления, будут ещё долго востребованы. Иван Щурок рассказывал, что сам он, как и большинство родителей, видел сына идущим по его стопам, однако предназначение художника всё же в итоге пересилило. При этом стоит отметить, что совсем неслучайно богатая история их рода характеризуется наличием людей, для которых являлась близкой как практика управления, так и большая чувствительность к творчеству. Супруга Ивана Щурка пишет стихи. Его прадед был депутатом Государственной думы Российской империи от Минской губернии, трижды Георгиевским кавалером, и являлся адъютантом у генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко. Дядя закончил медицинский факультет Санкт-Петербургского университета, занимал руководящие посты в сфере медицины, дружил с Якубом Коласом, и будучи всесторонне образованным человеком, тоже писал стихи. Можно сказать, что художнику Андрею Щурку достались по родовой линии как качества высокой самоорганизации, так и творческие таланты.

Щурок, очаг, живопись, Корженевский

А. Щурок. Угли. Отблески. Очаг. 2017 г.

Как отметила директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич, само музейное здание является для отца художника памятным и близким, ибо Иван Щурок работал в его стенах ещё в советское время, когда здесь располагался областной комитет Коммунистической партии Белоруссии. Иван Щурок подтвердил, что это является предметом его гордости и для него было честью работать в партийном комитете. Та же верность собственным принципам, только уже в плане преданности искусству, характеризует и Андрея Щурка. Ольга Акуневич выразила убеждение в дальнейшей успешной реализации творческих замыслов живописца:

Андрей Щурок из нового поколения художников, которое не жалуется на отсутствие финансирования, а находится в постоянном поиске и реализует собственные устремления.

Щурок, тальники, живопись, Корженевский

А. Щурок. Серия «Тальники». 2017 г.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА