Site icon Витебский Курьер

«Первыми как были, так и будут Медвецкие»…

В Витебском художественном музее проходит выставка живописи Виктора, Сергея и Алексея Медвецких

Алексей, Виктор и Сергей Медвецкие на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Открытие любой значимой выставки имеет свои примечательные особенности. И здесь нельзя было не отметить, что на торжественное мероприятие открытия собралось такое множество коллег, как это случается не так уж часто. Сами имена были очень представительными, и посетители могли увидеть знаковых людей для Витебска и всего искусства Беларуси: Александр Соловьёв, Феликс Гумен, Владимир Витко, Юрий Зуев, Владимир Вольнов и многие другие. Это говорило как о высокой оценке творчества Медвецких, так и о добрых личных отношениях. Выставка занимает весь третий этаж музея. Центральной является экспозиция живописи главы семьи – Виктора Медвецкого, в которой сочетаются абстракция, символизм и аллегории. Кстати, в нынешнем году художник отметил свой 65-летний юбилей. Помимо работ его сыновей – Сергея Медвецкого и Алексея Медвецкого – состоялась презентация их монографии «Портретная живопись Беларуси», вышедшая в свет в текущем году. Сергей и Алексей Медвецкие принимали не только коллег по искусству, но и по нынешней своей работе в Витебском государственном университете на знаменитом Художественно-графическом факультете.

Друзья, коллеги и почитатели творчества художников. Фото Георгия Корженевского

Феликс Гумен в своём выступлении говорил о том, что творчество Медвецких являет собой очередное доказательство торжества витебского худграфа. И с этим можно только согласиться, ведь все три художника являются его выпускниками. А директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич затронула тему ценности семейных традиций и крепости родовых связей, когда цели рода соответствуют избранному его представителями творческому вектору:

Традиции Витебской художественной школы общеизвестны, и когда эти традиции сохраняются на протяжении десятилетий, и когда они становятся уже семейными, и когда отец и двое его сыновей сегодня открывают такую прекрасную выставку, это, конечно, вдвойне приятно – начинать открытие такого проекта… Когда смотришь на семью Медвецких, видишь по-настоящему красивых людей, которые крепко стоят на земле. Они не жалуются на обстоятельства, а действительно много и плодотворно работают.

Виктор Медвецкий принимает поздравления. Фото Георгия Корженевского

Выступал также признанный мэтр современной Витебской художественной школы Александр Соловьёв, отметивший возвышенность творчества Виктора Медвецкого и постановку им задач космического масштаба: а иначе и нет смысла творить. На протяжении всей своей жизни художник сохранил неизменную преданность собственным идеалам, при этом непрестанно развиваясь:

Ещё в пору искусства его молодости меня поразило это романтическое восприятие природы. Слава Богу, что он не растерял своё чувство и остался верен высоким понятиям в искусстве. Это не натурализм, а полёт в вечность, и требуется осмысление: кто я и зачем пришёл в этот мир. И мы видим не только его жизнь, это и моя жизнь, и наша всеобщая жизнь, потому что без этого не будет искусства и человечество погибнет. Без творчества ничего нет. Искусство никогда не стареет. Художник не потерял романтику творчества и непосредственную восторженность окружающим миром.

Виктор Медвецкий. На Коляды. 2012 г.

Так сложилось, что на открытии выставки, состоявшемся 25 октября, выступавшие в большей степени говорили о творчестве Медвецкого-старшего, что не удивительно, ведь все они с ним знакомы не один десяток лет. Однако сказанное об отце имело отношение и к его сыновьям, личностному и творческому влиянию на них. Владимир Вольнов отметил, что для картин Виктора Медвецкого характерными являются полнокровность существования, насыщенный язык знаков и символов, а идёт всё это из глубоко идущих корней:

Мы видим красочный мир, представленный в картинах, полных знаковости и ассоциативности. По этому поводу вспоминается фраза Анри Матисса, который говорил, что чем насыщенее картины знаками, тем богаче душа художника. И это находит полное подтверждение на данной выставке. Конечно, эти работы требуют вдумчивого восприятия, потому что в знаках и символах выражены глубочайшие и потаённые мысли художника. Такая красочность и буйство цвета, я думаю, обусловлена тем, что автор вырос не в городской теснине с её скупостью цвета, а в самой белорусской глубинке с её многоцветием, с постоянной сменой цветовых и эмоциональных ощущений. Это полнокровие жизни выражается всеобъемлющим образом. Каждая работа представляет собой многообразный мир.

Виктор Медвецкий. Лестница в небо. 2014 г.

Владимир Вольнов в своём выступлении сказал и об уникальности монографии Алексея и Сергея Медвецких «Портретная живопись Беларуси». Тему своевременности данного научно-исследовательского труда, который был вдохновлён цветущим многообразием путей развития искусства в Беларуси, продолжил их отец:

Когда сыновья пришли и посоветовались со мной по поводу этой книги, я их с удовольствием поддержал. Мы живём на очень богатой земле. Когда мы жили во времена Советского Союза, белорусскому искусству просто не хватало места, чтобы о нём писать и его исследовать. Эта монография является первой попыткой систематизировать наш белорусский портрет от истоков со сегодняшнего дня… Будут, конечно, и лучшие книги, ведь эта книга первая в своём роде. Но первыми как были, так и будут Медвецкие. Я очень рад, что данный проект получился.

Алексей Медвецкий. Женский портрет. 2014 г.

Работы сыновей Виктора Медвецкого исполнены в куда более привычном стиле, для которого характерна преимущественно реалистическая манера. Тем не менее, есть признаки, объединяющие творчество художников, и в них видится приоритетное влияние отца, не просто профессиональное, но культурное и духовное. В картинах Медвецкого-старшего очевидно выражение единства духовного и природного начал. Природные стихиали являются непосредственными участниками космической эволюции, как это и выражено в картине «Вырай», где птицы наделены многозначным символизмом: это и реальные птицы, и духи стихий, и души людей, ориентированные в необъятную божественную Беспредельность.

Виктор Медвецкий. Вырай. 2017 г.

Единство духовной и природной реальности мы видим также в картине Сергея Медвецкого «Воскрешение», где образ Храма сочетается с образом Древа, раскрывая религиозность не как нечто мертвенное в нормативно-догматическом выражении, но как живой процесс прорастания «духовного семени». Речь может идти к тому же и о душах храмов, неразрывно связанных с творениями сакральной архитектуры на нашем плане бытия.

Сергей Медвецкий. Воскрешение. 2015 г.

Если же говорить о картине Алексея Медвецкого «Светлый день Пасхи», изображение дерева сочетается с образом Иисуса Христа, не выводя духовное из природной среды, как это присуще религиозному фундаментализму, но раскрывая облик Космического Спасителя.

Алексей Медвецкий. Светлый день Пасхи. 2017 г.

И ещё одно важное качество творчества художников Медвецких. В своём выступлении Виктор Медвецкий говорил, что на всех этапах жизненного пути его всегда окружали добрые люди. Конечно же, нельзя не видеть ясную взаимосвязь: человека не будут окружать добрые люди, если он сам не несёт добра. Это и является очевидным в картинах художника и его сыновей, а именно причастность к абсолютному добру, которое было передано по родовой линии. С какой бы картиной не столкнулись посетители, будь это сложная композиция, аллегория, портрет или пейзаж – всё наполнено неизменным Благом, со всей щедростью распространяющимся на созерцающих.

Алексей Медвецкий. Этюд. 2016 г.
Exit mobile version