Свинья vs. глобальный социум: последствия остаются фатальными

О новой картине Алексея Буянова, витебских художественных параллелях, природе социальных сетей, а также свиньях и петухах в антропологическом измерении…

Буянов, свинья, Корженевский

Алексей Буянов. На обед. 2017 г.

Фейсбук – сеть популярная для интеллектуалов и людей творчески одарённых. Если соцсеть ВКонтакте популярна преимущественно среди молодёжной аудитории, Одноклассники – среди тех, кого называют «домохозяйками», причём не каждый интеллектуал сочтёт возможным для себя регистрироваться там, ибо это будет «ниже достоинства», а в Твиттере и Инстаграме «зависают» всевозможные «звёзды» различной величины, то Фейсбук является местом наиболее содержательного общения. Создаваемые группы позволяют ещё в большей степени сплотить людей вокруг общих интересов. И искусство в Фейсбуке представлено весьма широко.

Презентация художниками своих картин в соцсетях позволяет не только решать частные коммерческие вопросы, но и даёт всем возможность ознакомиться с оригинальными новинками в области изобразительного искусства. При этом совсем не важно вносить какое-либо «новое слово» в модное направление, покорив зрителя сложностью концептуального замысла. Картины выполненные во вполне традиционном стиле могут явить неожиданный взгляд на действительность. Среди витебских художников на своих страницах в Фейсбуке постоянно радуют новинками Михаил Левкович, Светлана Баранковская, Елена Толобова, Кирилл Дёмчев и некоторые другие – люди совершенно различных возрастов и творческих предпочтений. Мы обязательно будем обращать внимание на новости такого рода в своих последующих статьях, а начнём с художника московского, в недавно созданной картине которого переплетается ирония и богатый ассоциативный ряд. И этой картиной является «На обед» Алексея Буянова.

Буянов, Корженевский, искусство

Алексей Буянов. Источник: соцсети

Тема свиньи – одна из многих объединяющих наши восточнославянские народы. Зачастую мы обвиняем в «свинстве» своих ближних и употребляем слово «свинья» в уничижительном значении, идя вслед за древними египтянами, называвшими это животное «мерзостью для богов». И тем не менее, подавляющее большинство жить без свиньи не могут, что выражается в воспетой анекдотами любви к салу украинцев, да и белорусское «чарка і шкварка» – понятие расхожее и насущное. Картина Алексея Буянова предлагает посмотреть на «свинскую» тематику с известной долей симпатии, ибо этому животному предназначено жертвенно отдавать человеку всего себя.

Белорусский фольклор очень трепетно относится к «свинской» тематике, переводя её в разряд сакральных. Так, «свінка – залатая шчацінка» являлась принадлежностью солярного мифа, осмыслялась как персонаж, способствующий умножению благосостояния и магической «бытийной массы» человека. Это символ изобилия «плодов земных», связанный с космическим солнечным изобилием:

Ёсць у адным царстве, у адной старане свінка – залатая шчацінка, лычам арэ, нагамі барануе, а ўслед за ёю пірагі растуць, ды такія, што можна хоць самому цару есці…

Что уж говорить о сакральном характере образа свиньи в буддийской традиции, в которой Ваджраварахи (Алмазная свинья) является дакиней мудрости, а её воплощение в соответствующем человеке считалось самым высоким среди женских воплощений. Изображение Ваджрной свиньи могло иметь как антропоморфную форму, так и форму с тремя головами. В первом случае голова у неё человеческая, а маленькая голова свиньи – над правым ухом. Во втором случае у неё левая голова свиньи, она сидит на лотосовом троне, который поддерживают семь свиней. Это один из наиболее грозных, и в то же время – защищающих и покровительствующих образов буддистского пантеона.

буддизм, Ваджраварахи, Корженевский

Ваджрная свинья. Источник: probud.narod.ru

Стремительный бег свиньи в картине Алексея Буянова по всей видимости указывает на ускоряющийся поток времени, что характерно для актуального социума. И за этим безумным временем пытается угнаться наша свинья. Название картины недвусмысленно указывает на то, что этот временной поток пожирает воплощённые существа. Имеет ли это произведение какое-либо отношение к человеку? На наш взгляд, совершенно прямое. Вспомним известное высказывание: «Вы есть то, что вы едите». Так что смысл картины относится к очень многим, и он не позволяет воспринимать свинью с высокомерием.

Через образы животных и птиц можно ярко и точно передать природу людей – эта истина хорошо известна из художественной практики. Приведём один из недавних примеров, а именно выставку «Птичьи постановки. Год петуха», состоявшуюся летом сего года в Витебском центре современного искусства. Продемонстрированные картины витебской художницы Елены Гуриной с её петухами раскрывают образы белорусов. Это очень нелицеприятные произведения, в которых разоблачается внешняя напыщенность (вспомним про «тым і ганаруся») при полном отсутствии внутреннего содержания. На одном из них петухи идут стройным рядом («все как один»), и при этом учитывая их ограниченность масштабом картины, движение происходит в совершенно удушающей тесноте, да и путь их, несмотря на видимость порядка, безвекторный. К тому же они слишком «телесны» и есть у них сходство с курами со всеми вытекающими последствиями…

Гурина, петух, Корженевский

Елена Гурина. На пленэре. 2017 г.

Или вот такой очень социальный петух, идущий на свидание. Ему бы, что ли, расслабиться, но нет, он полон социальной ответственности и даже не замечает осыпающихся цветков у себя под шпорами. Тщета его ответственности очевидна… Между прочим, петух, как и свинья, обладает солярным символизмом, но в картинах Елены Гуриной разоблачается извращённый, выжигающий всякую естественность аспект солярного символизма.

Гурин, петух, свидание, Корженевский

Елена Гурина. На свидание. 2017 г.

Проводя же параллель с динамикой времени, можно привести в пример другую работу Алексея Буянова, которая так и называется «Время». В ней оно предстаёт объективным фактором, тогда как бег свиньи выражает субъективное восприятие времени. Очевидно, что внутренний ритм здесь нарушен и живое существо в виде условной свиньи целиком подвержено внешнему, социальному ритму. А сбивание внутреннего ритма в угоду социальному и ведёт туда, куда указывает название картины, то есть «к обеду», где пищей будет являться энергия, экзистенциальное время и живая плоть этого существа.

время, Буянов, Корженевский

Алексей Буянов. Время. 2017 г.


  • Георгий Корженевский

    Всякое подлинное произведение искусства, несомненно, даёт импульс для нового
    творчества, так что, конечно же, продолжайте… Решение верное. Тут последующие
    ассоциации концептуального характера могут возникнуть даже те, которых не было
    у художника, и это говорит о том, что картина вошла в жизнь и ёмко выражает
    процессы, происходящие в окружающей действительности.