«Другое дыханне» Михаила Левковича

Выставка известного художника и деятеля национальной культуры, открывшаяся в Витебском художественном музее, раскрыла перед посетителями глубину содержания нового периода творчества мастера

Витебск, Алексеева, Левкович, живопись, выставка

Дизайнер Наталья Алексеева и Михаил Левкович. Фото Георгия Корженевского

Можно было бы перевести на русский язык белорусское название выставки как «Второе дыхание», однако далеко не всегда прямой перевод является точным и передаёт важные нюансы смысла. Речь идёт отнюдь не только о том, что на нынешнем этапе жизненного пути, когда художник вот уже два года как освободил себя от забот преподавателя в витебском худграфе, у него появилось куда больше времени отдать себя творческому процессу. Между прочим, все представленные работы относятся исключительно к двум последним годам творческой биографии признанного мастера. Буквально за день до написания данной публикации один из коллег Михаила Левковича говорил автору статьи, что вообще не понимает, как это можно совмещать преподавательскую и творческую деятельность. Безусловно, есть опасность привнести рациональный и директивный подход в изобразительный процесс, но Михаил Левкович всегда успешно избегал этой угрозы, достаточно увидеть его пейзажи, исполненные интуитивным проникновением в стихию белорусской природы. А ведь преподавал художник, что называется, с давних пор, с далёкого 1976 года, то есть со времени окончания тогда ещё Витебского педагогического института, оставшись на кафедре, которая его выпустила. Конечно, после 40-летней педагогической деятельности, когда мастер неустанно вкладывал в студентов знания и душу, переход на «вольные хлеба» так или иначе откроет «второе дыхание», но дело, как мы говорили, не только в этом.

Корженевский, Левкович, путь, живопись

М. Левкович. Путь. 2015 г.

На выставке, открытой 3 мая, перед посетителями предстал не акварелист, которого хорошо знают в Беларуси и за её пределами, но исключительно живописец. Все экспонированные работы выполнены на разных поверхностях, но неизменно в технике масляной живописи. Конечно же, акварель и существует для того, чтобы передать тончайшие оттенки воспринимаемой реальности. Масло куда фундаментальнее в вещественном смысле, однако бóльшая «тяжесть» этого материала была успешно преодолена художником. Присущие ему лёгкость композиции и изобразительная прозрачность во многом достигнуты благодаря элементам живописной абстракции. Картины Михаила Левковича сохранили неизменное свойство приподнятости над действительностью, на это влияет их непреходящая музыкальность и богатое наличие оттенков синего и голубого. Посетители становятся свидетелями, можно даже сказать – соучастниками трансфизического взгляда на Беларусь, в котором передача природной среды неразрывна с выражением содержательной динамики социального бытия. Изломанность линий и экспрессия форм обнаруживают трагизм исторического сюжета Беларуси и драматическую составляющую современного этапа её развития.

Левкович, розы, живопись, Корженевский

М. Левкович. Миллион алых роз. 2017 г.

Таким образом, «Другое дыханне» – это не просто обозначение ситуации, которую переживает художник в своей жизни, но характеристика нового этапа творчества и перехода на следующую ступень постижения реальности. Название выставки передаёт наступление качественно иной стадии духовного и творческого Пути мастера, на которой выявление исторической телеологии и связей между природой и социумом достигает не только более ёмкой степени художественного обобщения, но и видения метаисторических взаимосвязей. Потому белорусское слово «другое» в данной связи точнее было бы перевести не как «второе», но именно как «иное», предполагая инаковые, трансфизические инспирации творчества Михаила Левковича. Такой путь характерен для тех, кто не просто воспроизводит действительность, в чём мало толка, но средствами изобразительного искусства раскрывает причинные истоки происходящих процессов и предлагает содержательный, метаидеологический взгляд на социальное пространство, в которое вброшен с момента своего рождения человек.

Левкович, живопись, тоталитаризм, социум, Корженевский

М. Левкович. Дорога домой. Диптих. 2016 г.

Показательно, что среди выступавших на открытии выставки были два художника, чья творческая тематика перекликается с искусством Михаила Левковича: председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светлана Баранковская с её раскрытием богатства содержания национального космоса, и Александр Слепов, искусство которого разоблачает агрессивные и хищные стороны глобального социума. А дизайнер Наталья Алексеева, давний друг семьи Левковичей, которая ныне живёт и работает в Москве, назвала художника «гением места». Это действительно справедливо, так как Михаил Левкович, отдавший все годы своей творческой жизни и педагогической деятельности Витебску, является среди немногих, кого можно назвать «осевой личностью» города. На тернистом пути подлинного творца его всегда поддерживала семья, и в открытии выставки «Другое дыханне» приняли участие супруга, дочь и внучка художника, пожелавшие ему здоровья, успехов и любви.

Левкович, Витебск, семья, музей

Михаил Левкович с семьёй в Витебском художественном музее у скульптуры Франциска Скорины. Фото Георгия Корженевского