Путин, Обама и Далай-лама. 5 интересных фактов о костеле Святого Антония Падуанского в Витебске

Культура

необычное в витебском костеле

Озабоченные слабым интересом прихожан к делам церкви, священнослужители активно ищут современные средства художественного воплощения христианских идей. Они пытаются найти новые образы, которые бы соответствовали запросам наших современников и в то же время сохраняли религиозную направленность, а также пропагандировали вероучение Христа.

Это прежде всего относится к католический церкви, которая за последних 55 лет далеко ушла по пути поиска своего «нового места в мире». К примеру, на II Ватиканском Соборе (1962-1965) было принято решение сблизить католицизм с модернистским искусством, поставить его на службу католической церкви. Практически это проявляется как в изменении всего архитектурного облика костелов, так и их интерьеров.

Яркий пример «новой жизни» католического храма – костел Святого Антония Падуанского в Витебске.

Костел Святого Антония Падуанского в Витебске. Фото Светланы Васильевой
Костел Святого Антония Падуанского в Витебске. Фото Светланы Васильевой
«Новая жизнь» костела Святого Антония – концептуальный проект в современном стиле. Фото Светланы Васильевой
«Новая жизнь» костела Святого Антония – концептуальный проект в современном стиле. Фото Светланы Васильевой

5 увлекательных фактов о костеле Святого Антония Падуанского

1. Приход Святого Антония была создан 1 апреля 2001 года, а уже 21 июня произошла официальная регистрация парафии. Титул данного святого был принят сознательно, в память об одноименном костеле Святого Антония Падуанского, который был построен в Витебске в середине XVIII века итальянским архитектором Иосифом Фонтана.

Напомним, во время Великой Отечественной войны костел, как и многие храмы Витебска, серьезно пострадал, в 1944 году были разрушены верхушки его башен. После войны посчитали, что храм не имеет ценности и реставрировать его нет смысла. Окончательно снесли костел в 1961 году.

2. С 2001 года костел размещается в купленном епархией здании бывшего Дома культуры белорусского общества глухих на улице Гагарина 46а. Весной 2017 года была закончена реконструкция внутренних помещений и фасада для придания сакрального вида. А 11 июня храм освятил епископ Витебский Олег Буткевич, который долгое время был его настоятелем.

Реконструкция здания продолжается и сейчас. По словам нынешнего настоятеля костела Вячеслава Барока, в помещениях культурно-религиозного центра костела работы планируют завершить через полтора года.

Ксёндз Вячеслав Борок. Фото Светланы Васильевой
Ксендз Вячеслав Борок. Фото Светланы Васильевой

3. Витебский костел Святого Антония Падуанского сейчас, наверное, самый известный католический храм в Беларуси, особенностью и украшением которого являются фрески, выполненные минским художником Владимиром Кондрусевичем.

Мир меняется, и время требует того, что доносить слово Божье необходимо в такой форме, которая будет понятна современному человеку, – рассказал нам ксендз Вячеслав Барок.

Скульптура «Распятие» - образ Иисуса Христа, распятый на современной металлоконструкции. Фото Светланы Васильевой
Скульптура «Распятие» – образ Иисуса Христа, распятый на современной металлоконструкции. Фото Светланы Васильевой

Далее отец Вячеслав рассказывает, что идея росписи стен в зале для богослужений – показать борьбу между добром и злом, светом и тьмой. И добавляет, что фрески далеки от политики и никакого двойного смысла в них искать не надо. А также рекомендует видеть в изображениях сюжеты из Писания.

 В боковом алтаре заняли свои места 5 необычных фресок. Фото Светланы Васильевой
В боковой каплице заняли свои места 5 необычных фресок. Фото Светланы Васильевой

Так, в сцене Богоявления запечатлено поклонение новорожденному Сыну Божьему представителей разных слоев общества и разных рас – темнокожий, светлокожий и желтокожий.

На фреске - сюжете поклонения волхвов новорожденному Иисусу. Фото Светланы Васильевой
Перед Девой Марией и младенцем коленопреклоненный человек, похожий на Владимира Путина, раскладывает хурму. Рядом, склонившись в полупоклоне, мужчины, в которых можно узнать Барака Обаму и Далай-ламу. Фото Светланы Васильевой

Фреска называется – «Поклонение королей и нищих», то есть сильных мира сего и тех, кто стоит на последней ступени социальной лестницы. Это означает, что Христос пришел для всех и Он является единственным Владыкой мира.

Следует отметить, что речь идет не о сказочной истории, которая произошла более 2000 лет тому назад. Это то, что происходит сейчас. Фреска демонстрирует, что власть, которая находится в руках человека, – государственная или религиозная – условна. Настоящую власть имеет только Христос.

Художник Владимир Кондрусевич нарисовал трех мудрецов, пришедших поклониться Иисусу. А уж проводить аллегорию с реально существующими личностями или нет – право каждого, кто смотрит на росписи. Кто как хочет, тот так и трактует, – рассказал ксендз Вячеслав Борок.

На другой фреске  – святой Антоний с младенцем Иисусом, мимо которых равнодушно проходят жители города. А прихожане римско-католической церкви надеются, что когда-нибудь костел Святого Антония Падуанского в центре Витебска будет восстановлен.

На фреске изображено планируемое восстановление костёла Святого Антония напротив ратуши, который чудом сохранился во время Второй мировой, но был разрушен в начале 1960-х годов. Фото Светланы Васильевой
Это картина будущего – восстановление напротив ратуши костела Святого Антония. Фото Светланы Васильевой

Сегодня, в эпоху, перенасыщенную визуальной информацией, роспись стен храма приобретает особое значение. Традиционная техника в сочетании с современным мышлением позволяют создать запоминающуюся эмоциональную атмосферу. Мы убеждены, что высокохудожественные фрески позитивно влияют на духовную и культурную жизнь человека, – объяснил Вячеслав Барок.

В алтарной части костела изображены как библейские персонажи, так и современные люди: солдаты, мужчины в деловых костюмах. Ангелы играют вовсе не на райских музыкальных инструментах, а на гитаре, скрипке, саксофоне и барабане. Фото Светланы Васильевой
В алтарной части костела изображены как библейские персонажи, так и современные люди: солдаты, мужчины в деловых костюмах. Ангелы играют вовсе не на райских музыкальных инструментах, а на гитаре, скрипке, саксофоне и барабане. Фото Светланы Васильевой

Как мы писали ранее, фрески в центральной, алтарной части костела были выполнены еще в 2014 году.

4. В костеле необычные изображения «Via Dolorosa» – дороги скорби, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок или станций. Девять остановок указаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям и легендам.

Изображения крестного пути нанесены Владимиром Кондрусевичем на ржавом металле золотом. Фото Светланы Васильевой
Изображения крестного пути нанесены Владимиром Кондрусевичем на ржавом металле золотом. Фото Светланы Васильевой

Таким образом, в «споре» между ржавым и благородным металлами подчеркивается вся трагичность крестного пути Спасителя, – пояснил Вячеслав Барок.

5. Одним из художников, участвовавших в обновлении интерьера костела был и брат Владимира Кондрусевича Павел, который выполнил роспись потолка – это современные 3D фрески-иллюзии.

Как рассказывает настоятель костела, прихожане-медики отмечают, что в зале для богослужений можно проводить сеансы психотерапии:

Человека можно сюда приводить и оставлять на 15-20 минут. Он просто посидит и успокоится.

Кстати, костел Святого Антония – первый в Беларуси храм, где для удобства передвижения людей с ограниченными возможностями или колясок с детьми установлен лифт, хотя этажей в здании всего два.

В витебском костеле установили социальный лифт. Фото Светланы Васильевой
В витебском костеле установили социальный лифт. Фото Светланы Васильевой
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Александр

    “Художник Владимир Кондрусевич нарисовал трех мудрецов…” Среди мудрецов – волхвов – Путин, который принес столько слёз и страданий в этот мир и вот на этой фреске он в образе добродетельного и смиренного человека… Это же просто полная …, как могли руководители костела принять это? В православной церкви до такого не додумались, а тут – на тебе, пожалуйста, лизнули…

    Ответить
    1. Svetlana Vasileva

      Католическая
      Церковь после II Ватиканского Собора более не расценивает
      инакомыслящих как еретиков. Она уважает их право жить по своей совести.

      Ответить
    2. Антон

      А Вы не задумывались, что суть может заключаться в том, что даже такие люди, которые несут столько слез людям, рано или поздно придут поклониться Богу? Не надо мвслить столь однобоко, уважаемые!

      Ответить
  2. Александр

    Инакомыслящие и злодеи – это совершенно разные определения. Гитлер кто – злодей или инакомыслящий?

    Ответить
  3. Svetlana Vasileva

    II Ватиканский собор был в 1962-1965 году. А во время Второй мировой войны очень многие служители культа не только поддерживали нацистскую Германию, но и благословляли вермахт на борьбу с Советским Союзом. «Хоть с чертом – но не с большевиками». Они не гнушались славить Гитлера как «освободителя».

    Гитлеровских палачей поддержала часть православных священников, эту же позицию заняли и другие традиционные конфессии. Например, римский папа Пий XI в феврале 1930 года призвал верующих к «молитвенному крестовому походу» против СССР. Также Гитлера активно поддерживали некоторые представители мусульманского духовенства, в частности, верховный муфтий Хадж Амин аль-Хусейни.

    Ответить