необычное в витебском костеле
Озабоченные слабым интересом прихожан к делам церкви, священнослужители активно ищут современные средства художественного воплощения христианских идей. Они пытаются найти новые образы, которые бы соответствовали запросам наших современников и в то же время сохраняли религиозную направленность, а также пропагандировали вероучение Христа.
Это прежде всего относится к католический церкви, которая за последних 55 лет далеко ушла по пути поиска своего «нового места в мире». К примеру, на II Ватиканском Соборе (1962-1965) было принято решение сблизить католицизм с модернистским искусством, поставить его на службу католической церкви. Практически это проявляется как в изменении всего архитектурного облика костелов, так и их интерьеров.
Яркий пример «новой жизни» католического храма – костел Святого Антония Падуанского в Витебске.
5 увлекательных фактов о костеле Святого Антония Падуанского
1. Приход Святого Антония была создан 1 апреля 2001 года, а уже 21 июня произошла официальная регистрация парафии. Титул данного святого был принят сознательно, в память об одноименном костеле Святого Антония Падуанского, который был построен в Витебске в середине XVIII века итальянским архитектором Иосифом Фонтана.
Напомним, во время Великой Отечественной войны костел, как и многие храмы Витебска, серьезно пострадал, в 1944 году были разрушены верхушки его башен. После войны посчитали, что храм не имеет ценности и реставрировать его нет смысла. Окончательно снесли костел в 1961 году.
2. С 2001 года костел размещается в купленном епархией здании бывшего Дома культуры белорусского общества глухих на улице Гагарина 46а. Весной 2017 года была закончена реконструкция внутренних помещений и фасада для придания сакрального вида. А 11 июня храм освятил епископ Витебский Олег Буткевич, который долгое время был его настоятелем.
Реконструкция здания продолжается и сейчас. По словам нынешнего настоятеля костела Вячеслава Барока, в помещениях культурно-религиозного центра костела работы планируют завершить через полтора года.
3. Витебский костел Святого Антония Падуанского сейчас, наверное, самый известный католический храм в Беларуси, особенностью и украшением которого являются фрески, выполненные минским художником Владимиром Кондрусевичем.
Мир меняется, и время требует того, что доносить слово Божье необходимо в такой форме, которая будет понятна современному человеку, – рассказал нам ксендз Вячеслав Барок.
Далее отец Вячеслав рассказывает, что идея росписи стен в зале для богослужений – показать борьбу между добром и злом, светом и тьмой. И добавляет, что фрески далеки от политики и никакого двойного смысла в них искать не надо. А также рекомендует видеть в изображениях сюжеты из Писания.
Так, в сцене Богоявления запечатлено поклонение новорожденному Сыну Божьему представителей разных слоев общества и разных рас – темнокожий, светлокожий и желтокожий.
Фреска называется – «Поклонение королей и нищих», то есть сильных мира сего и тех, кто стоит на последней ступени социальной лестницы. Это означает, что Христос пришел для всех и Он является единственным Владыкой мира.
Следует отметить, что речь идет не о сказочной истории, которая произошла более 2000 лет тому назад. Это то, что происходит сейчас. Фреска демонстрирует, что власть, которая находится в руках человека, – государственная или религиозная – условна. Настоящую власть имеет только Христос.
Художник Владимир Кондрусевич нарисовал трех мудрецов, пришедших поклониться Иисусу. А уж проводить аллегорию с реально существующими личностями или нет – право каждого, кто смотрит на росписи. Кто как хочет, тот так и трактует, – рассказал ксендз Вячеслав Борок.
На другой фреске – святой Антоний с младенцем Иисусом, мимо которых равнодушно проходят жители города. А прихожане римско-католической церкви надеются, что когда-нибудь костел Святого Антония Падуанского в центре Витебска будет восстановлен.
Сегодня, в эпоху, перенасыщенную визуальной информацией, роспись стен храма приобретает особое значение. Традиционная техника в сочетании с современным мышлением позволяют создать запоминающуюся эмоциональную атмосферу. Мы убеждены, что высокохудожественные фрески позитивно влияют на духовную и культурную жизнь человека, – объяснил Вячеслав Барок.
Как мы писали ранее, фрески в центральной, алтарной части костела были выполнены еще в 2014 году.
4. В костеле необычные изображения «Via Dolorosa» – дороги скорби, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок или станций. Девять остановок указаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям и легендам.
Таким образом, в «споре» между ржавым и благородным металлами подчеркивается вся трагичность крестного пути Спасителя, – пояснил Вячеслав Барок.
5. Одним из художников, участвовавших в обновлении интерьера костела был и брат Владимира Кондрусевича Павел, который выполнил роспись потолка – это современные 3D фрески-иллюзии.
Как рассказывает настоятель костела, прихожане-медики отмечают, что в зале для богослужений можно проводить сеансы психотерапии:
Человека можно сюда приводить и оставлять на 15-20 минут. Он просто посидит и успокоится.
Кстати, костел Святого Антония – первый в Беларуси храм, где для удобства передвижения людей с ограниченными возможностями или колясок с детьми установлен лифт, хотя этажей в здании всего два.
“Художник Владимир Кондрусевич нарисовал трех мудрецов…” Среди мудрецов – волхвов – Путин, который принес столько слёз и страданий в этот мир и вот на этой фреске он в образе добродетельного и смиренного человека… Это же просто полная …, как могли руководители костела принять это? В православной церкви до такого не додумались, а тут – на тебе, пожалуйста, лизнули…
Католическая
Церковь после II Ватиканского Собора более не расценивает
инакомыслящих как еретиков. Она уважает их право жить по своей совести.
А Вы не задумывались, что суть может заключаться в том, что даже такие люди, которые несут столько слез людям, рано или поздно придут поклониться Богу? Не надо мвслить столь однобоко, уважаемые!
Инакомыслящие и злодеи – это совершенно разные определения. Гитлер кто – злодей или инакомыслящий?
II Ватиканский собор был в 1962-1965 году. А во время Второй мировой войны очень многие служители культа не только поддерживали нацистскую Германию, но и благословляли вермахт на борьбу с Советским Союзом. «Хоть с чертом – но не с большевиками». Они не гнушались славить Гитлера как «освободителя».
Гитлеровских палачей поддержала часть православных священников, эту же позицию заняли и другие традиционные конфессии. Например, римский папа Пий XI в феврале 1930 года призвал верующих к «молитвенному крестовому походу» против СССР. Также Гитлера активно поддерживали некоторые представители мусульманского духовенства, в частности, верховный муфтий Хадж Амин аль-Хусейни.