8 интересных фактов о народной консерватории в Витебске

самый многочисленный профсоюз города, ошибка витебских оркестрантов и проблемы музыкального учреждения

Если о витебском народном художественном училище знают многие, то история народной консерватории в нашем городе известна далеко не всем. А ведь это учебное заведение открылось даже раньше училища, а инициировали его основание оркестранты из Витебска, обратившись к народному комиссару просвещения РСФСР Анатолию Васильевичу Луначарскому.

Доказать это может документ, который сегодня хранится в фондах государственного архива Витебской области, – докладная записка Витебского отделения Всероссийского союза оркестрантов о необходимости организации народной консерватории в нашем городе.

Мы собрали 8 интересных фактов на эту тему.

Факт 1. В 1917 году в Витебске появляется целая сеть профессиональных союзов, в том числе и связанных с искусством. Например, в нашем городе существовал профсоюз кино и фотохудожников, профсоюз строительных рабочих, многие члены которого в последующем поступили на учебу в народное художественное училище. А самым многочисленным профессиональным союзом был профсоюз оркестрантов.

Факт 2. Членами профессионального союза оркестрантов могли быть как те артисты, которые обслуживали театры и кинотеатры, выступая перед началом киносеанса или спектакля, так и те, кто работал в развлекательных учреждениях. Профессионального образования у многих из них не было, но музыкой они зарабатывали себе на жизнь.

Женская гимназия в Витебске. Фото предоставлено Виктором Борисенковым

Первоначально консерватория разместилась в классах Мариинской женской гимназии. Фото evitebsk.com

Факт 3. Профсоюз оркестрантов принял решение дать симфонический концерт, доходы с которого послужат начальным капиталом при создании консерватории. Концерт действительно состоялся, а сумма чистого сбора составила 3500 рублей.

Факт 4. В докладной записке, принятой на собрании профсоюза оркестрантов 30 марта 1918 года, указывалось, что открытие консерватории сделает музыку достояние всего рабочего народа, что беднейшие слои населения будут «в равной степени обеспечены с имущим классом и пользоваться благами жизни на одинаковых с ними правах».

А также что консерватория поспособствует тому, чтобы музыка «заполнила часы досуга и, отвлекая от пагубных и вредных привычек, скрасила трудовую жизнь и сделалась неотъемлемой духовной пищей народа, который до настоящего времени, строго говоря, был лишен возможности как наслаждаться искусством, так и изучать его».

Факт 5. В качестве представителей Витебского отделения Всероссийского союза оркестрантов в Петроград для передачи докладной записки и личных переговоров отправились Борис Моисеевич Суходрев, который до революции был управляющим Витебского губернского театра, Михаил Васильевич Анцев, в прошлом редактор газеты «Витебские губернские ведомости» (1905-1912 годы), скрипач и дирижер Аркадий (Арон) Львович Бессмертный. С собой они везли проект устава Витебской народной консерватории. Также профсоюз оркестрантов в составе 120 человек просил наркомат просвещения не отказать им в государственной субсидии в размере ста тысяч рублей на организацию консерватории.

А вот где находился губернский театр, чем он был знаменит и что располагается на месте театра сегодня, можно прочитать в этой статье.

Николай Малько - первый директор консерватории. Фото intoclassics.net

Николай Малько – первый директор консерватории. Фото intoclassics.net

Факт 6. В чем была ошибка витебских оркестрантов, так это в том, что они полагали, что местным музыкантам хватит профессионального уровня, чтобы стать преподавателями консерватории.

«Что касается компетенции в выборе необходимых сотрудников, а также приглашения преподавательского персонала, то никаких затруднений в этом отношении при открытии народной консерватории не предвидится, ибо в гор. Витебске есть достаточное число авторитетных в музыкальном деле лиц, получивших специальное образование в консерваториях, из коих многие имеют уже должную практику в деле преподавания искусства; кроме того, есть лица, пользующиеся некоторой музыкальной известностью».

Факт 7. Уполномоченным музыкального отдела в Витебске назначили Альфреда Цшохера, который и вел переговоры с наркоматом просвещения на предмет того, кто мог бы возглавить новое учреждение образования. Тогда в Витебск и приезжает Николай Малько – будущий первый директор консерватории.

В свою очередь Малько приглашает в наш город профессиональных педагогов, причем тех, кто может быть полезен в составе симфонического оркестра.

Факт 8. Основные проблемы, с которыми столкнулась консерватория: нехватка профессиональных кадров и музыкальных инструментов, а также отсутствие подходящего помещения. Некоторое время занятия проходили в вечернее время в освободившихся классах Мариинской гимназии на Гоголевской улице (сегодня – дом №19 по улице Ленина и дом №14 по улице Гоголя), затем по адресу Толстого, 8.

Кто учился в Мариинской гимназии, кто следил за нравственностью воспитанниц и другие интересные факты об этом учебном учреждении, можно прочитать здесь.

витебск, улица Ленина, Гоголя,

Приблизительно здесь в 1866-1918 годах находилась женская гимназия. Фото Саши Май

Нередко занятия могли проходить и на дому у преподавателей, у них же хранились музыкальные инструменты. Вступительные испытания в консерваторию прошли уже осенью 1918 года.

витебск, улица толстого

Здесь в одно время размещалась Витебская народная консерватория. Фото Саши Май

Редакция «Витебского курьера» благодарит за помощь в подготовке статьи кандидата искусствоведения, доцента кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова Александра Лисова.