5 причин, почему учитель – абсолютно бесправное существо
Все реформы образования в нашей стране за последние годы имели сугубо косметический характер и не затрагивали истинной сути и причин проблем, существующих в современной школе.
Менялась «бальность» оценочной системы (5 или 10) и форма контроля знаний – от устных экзаменов к письменным, а затем к ЦТ. Реформы велись, а качество школьного образования прогрессивно падало.
15 декабря 2016 года в Беларуси появился новый министр образования – Игорь Карпенко. И в последние месяцы школьники, их родители и учителя взбудоражены новостью – очередной школьной реформой. Мы попытались разобраться, кому и для чего нужны реформы в школе.
Наша собеседница Анна (имя по понятным причинам изменено), учитель математики, классный руководитель, считает, что сегодня возможности педагога фиктивны:
Труд учителя легким не был никогда. А в нынешней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым педагогам. Белорусский учитель – абсолютно бесправное и незащищенное существо.
Учителей заставляют и на субботниках работать, и ремонт в школе делать, и подписи за кандидатов в депутаты собирать. Откажешься – лишат премии, не продлят контракт. Принципиальных людей в нашей системе очень мало.
Меня, как классного руководителя, могут оставить без надбавки, если ученики не станут питаться в школьной столовой. Учебный процесс то и дело прерывается спортивными мероприятиями, репетициями, походами в театр и так до бесконечности.
От учителя требуют формального оказания образовательных услуг в строгом соответствии с постоянно меняющимся стандартом и противоречивыми предписаниями чиновников.
Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами.
5 причин, почему учитель – абсолютно бесправное существо
1. Учителя могут уволить по любому поводу и по звонку. Например, если взгляды педагога не совпадают со взглядами начальства или высокопоставленного родителя ученика.
2. Об этом говорить не принято, «мы все гордимся инклюзией». А я считаю, что это полная фикция. Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда психически нездоровый школьник, скажем, плюется в учителя и детей, кидается учебниками, учитель пишет докладную. Но в в 99% случаев директор школы предлагает учителю «найти подход к ребенку» и намекает на то, что в противном случае он – непрофессионал и в школе ему не место.
3. Учитель похож на спортсмена, который «гонится за местом в рейтинге». Я не вижу, в чем смысл было вводить 10-бальную систему, если заставляют дотягивать оценки. Школе нужно, чтобы было как можно больше учеников с баллами от 6 до 10.
4. Учитель не чувствует за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.
5. Кроме того, преподаватели недовольны зарплатами. Учителю начальных классов оплачивают ставку за класс из 30 человек. Получается, учитель может посвятить ученику 1,5 минуты за урок.
Обращаясь к чиновникам, хочу заметить, что не следует паразитировать на благородстве учителей и обрекать их на бесправие и почти бесплатный труд. Успехи и благополучие страны зависят все-таки не от количества и благосостояния бесчисленных «управленцев», а от социально признанного статуса учителей, – резюмировала Анна Петровна, учитель с 20-летним педагогическим стажем.
Напомним, проект нового кодекса об образовании уже вынесли на общественное обсуждение. Его можно найти на сайте Министерства образования в разделе «В центре внимания», в рубрике – «Обсуждаемые документы».