про передовых летчиков нашего города
7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Дата эта связана с тем, что 7 декабря 1944 года в США 52 страны подписали Конвенцию о международной гражданской авиации.
В нашем городе началом развития авиации принято считать 1932 год, когда в Витебске был построен аэродром с искусственной взлетно-посадочной полосой. Из военного аэродрома в гражданский аэропорт он превратился в начале 1950-х годов, а к 1978 году его перенесли за черту Витебска, где он и находится сегодня.
В 1926-1940-х годах в нашем городе дислоцировалось подразделение военно-воздушных сил, которое было известно всему союзу как витебская авиабригада. Что мы знаем о ней?
Факт 1. 2-я авиационная бригада была создана в декабре 1926 года из частей Витебского авиагарнизона. Штаб бригады размещался по улице Стеклова в здании женского духовного училища (сегодня его занимает областной исполнительный комитет).
С 1929 года витебская авиабригада была переименована во 2-ю авиабригаду имени Совнаркома Белорусской ССР, а с 1936 года – в 40-ю легкобомбардировочную авиабригаду.
Факт 2. В распоряжении бригады были советские армейские самолеты-разведчики Р–1 (самолеты Поликарпова). Стандартный штат эскадрилий с 1932 года состоял из 28 машин, с 1935 года – из 31 самолета.
Факт 3. С ноября 1931 года по август 1936 года комиссаром и командиром витебской авиабригады был Яков Смушкевич, в будущем – дважды Герой Советского Союза.
Под руководством Якова Владимировича в Витебске был построен ледовый аэродром, впервые в истории авиации оборудованы зимние тренировочные лагеря, а на аэродроме во время весенней распутицы появилась деревянная взлетная полоса. Кстати, витебский опыт строения деревянного настила потом успешно использовался и на других аэродромах страны.
Факт 4. В 1933 году проводилось социалистическое соревнование, посвященное Дню Воздушного флота СССР, в котором принимали участие Украинский и Белорусский военные округа. В победу последнего внесли свой вклад и витебские летчики. По результатам соревнований витебскую авиабригаду признали лучшим соединением ВВС Белорусского военного округа, а ее командиров – Якова Смушкевича и Бориса Туржанского – примерными руководителями летной учебы.
Как лучшей авиабригаде в округе витебской авиачасти вручили переходящее Красное знамя имени комсомола Беларуси.
Факт 5. В 201-й авиационной бригаде царила атмосфера подлинной боевой дружбы. Летчики не только вместе тренировались, но и проводили совместные вечера отдыха, спортивные соревнования, отмечали праздники. На озере Лосвидо была оборудована зона отдыха.
Факт 6. В витебской авиабригаде велась изобретательская и рационализаторская работа. Новаторы бригады создали стрелковый тренажер, который был признан лучшим в ВВС, и ночной электрифицированный старт – светофор. Вскоре витебский светофор появился во всех частях военно-воздушных сил, а заимствовать опыт наших техников приезжали из многих подразделений со всего союза.
Факт 7. Первого мая 1935 года витебская 201-я бригада получила право участвовать в воздушном параде в Москве. После торжественного мероприятия командира бригады Якова Смушкевича за отличную подготовку личного состава поблагодарил Иосиф Сталин.
Наградили витебских летчиков и накануне 18-й годовщины Красной Армии. Орден Красной Звезды за отличную боевую подготовку части получил Яков Смушкевич, медали – пять лучших летчиков Витебской авиационной бригады: майоры Белецкий и Шустов, капитаны Литвинов и Фомин, лейтенант Лаптев.
Факт 8. В витебском аэроклубе активно велась подготовка авиаторов. В 1931-1936 годах аэроклуб окончили Герои Советского Союза Иван Василевский, Василий Тышкевич, Петр Никифоров, Александр Горовец и другие. Многие летчики из витебской авиабригады впоследствии занимали высокие посты в Военно-Воздушных силах СССР.
Факт 9. В середине 30-х годов на базе витебского аэродрома состоялись масштабные учения, на которых присутствовало высшее руководство, в том числе Народный комиссар обороны, Маршал Советского Союза Климент Ворошилов, командарм 2-го ранга Яков Алкснис, и иностранные гости из Великобритании, Франции и Чехословакии. Витебские летчики отрабатывали нападение «вражеской авиации», причем, настолько успешно, что даже иностранные генералы аплодировали нашим авиаторам стоя.
Факт 10. С десятилетием витебскую бригаду в 1936 году поздравил народной комиссар обороны Климент Ворошилов. Целую страницу юбилярам посвятила газета «Красная звезда», а 50 командиров и политработников бригады были награждены Почетными грамотами и ценными подарками.
” комиссаром и командиром витебской авиабригады был Яков Смушневич, ”
Смушкевич
“Факт 8. В витебском аэроклубе активно велась подготовка авиаторов. В 1931-1936 годах аэроклуб окончили ”
Аэродром аэроклуба изначально и до сих пор – Куковячино. см. http://evitebsk.com/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%90._%D0%9A._%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B0
Для иллюстрации больше подошёл бы другой аэрофотоснимок http://evitebsk.com/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Aerodrom-plan-1941.jpeg
Низкий поклон за конструктивные замечания. иногда просто не у кого проконсультироваться. Считаю просто великоллепным, что наши читатели активно помогают в этом. Спасибо!
Да и подпись к фото “Витебский аэропорт. Дом авиаторов. В правом верхнем углу аллея и бывшее имение Лукишки. 1941 ” от другого снимка , от этого http://evitebsk.com/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SoithAir1941.jpg /А на приведенном снимке Лукишки в левой части фото
Спасибо, уважаемый Лесавік, за консультацию!