«Авиационный Чапаев» Витебска Яков Смушкевич

Саша Май

как витебская авиабригада стала лучшим ВВС Белорусского военного округа, участвовала в воздушном параде в Москве, а на Лосвидо был оборудован ледовый аэродром

Мы не раз писали о людях, которые удостоены звания «Почетный гражданин города Витебска» и даже провели опрос среди наших читателей, чтобы узнать, кто, по их мнению, этого звания заслуживает.

Тогда мы получили много откликов, в одном из которых нам напомнили, что в Витебске перед войной размещалась авиабригада, которой командовал Яков Смушкевич – человек, более чем достойный стать почетным гражданином нашего города.

Яков Смушкевич. Фото hrmbsu.by

Яков Смушкевич. Фото hrmbsu.by

К сожалению, о Якове Вольфовиче (Владимировиче) сегодня в Витебске помнят немногие. А что нам известно про этого человека, в первую очередь, про витебские страницы его биографии?

Чапаев, Дуглас и начальник Военно-воздушных сил Красной Армии

Якова Смушкевича называли «авиационным Чапаевым», «новатором авиации» и «крылатым комиссаром». Яков Вольфович (в 1937 году он сменил свое отчество на Владимирович) был дважды удостоен звания Герой Советского Союза, награжден многочисленными медалями и правительственными грамотами.

Под псевдонимом Генерал Дуглас он принимал участие в боях в Испании в 1936-1937 годах, отличился во время советско-финской войны 1939-1940 годов. А в июне 1940 года Якову Смушкевичу присвоили воинское звание генерал-лейтенант авиации и назначили начальником Главного управления Военно-воздушных сил Красной Армии.

Накануне Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза арестовали и в октябре 1941 года расстреляли.

Несмотря на то, что Яков Смушкевич родился на территории современной Литвы, значительная часть его жизни связана с нашей страной. С 1926 по 1936 год Яков Вольфович проживал в Витебске. С женой Басей и дочерью Розой он снимал две комнаты на улице Безбожной (сегодня – улица Шубина).

Яков Самушкевич с семьей. Фото shtele.io.il

Яков Самушкевич с семьей. Фото shtele.io.il

В январе 1927 года Якова Смушкевича назначили военкомом 43-й эскадрильи, входящей в состав 2-й авиационной бригады имени Совнаркома Белорусской ССР, которая была создана из частей Витебского авиагарнизона. В 1933 году авиабригаду переименовали в 201-ю легкобомбардировочную, а в 1936 году – в 40-ю авиабригаду.

«Уроки Смушкевича» 

Яков Смушкевич в Витебске совершенствовал свое мастерство и обучал летный состав. Под его руководством летчики изучали тактику воздушного боя, техническую часть самолетов, теорию пилотирования. Между собой ежедневные занятия под руководством комиссара они называли «уроками Смушкевича». Как позднее вспоминали сослуживцы, сам Яков Владимирович не пропускал ни одного летного дня или ночи, набирал целый комплекс летных упражнений со стрельбой по наземным и воздушным целям и успешно выполнял задание.

«Трудно сказать, когда отдыхал этот неугомонный человек летом 1930 года. Смушкевич успевал рано утром вместе с техническим составом побывать на аэродроме. С первыми самолетами поднимался в воздух. Не было в бригаде человека, который бы не знал военного комиссара. Он много работал сам и умел привлечь к работе всех вокруг себя», – отмечали его сослуживцы.

Благодаря такой интенсивной подготовке, уже в 1933 году авиабригада Смушкевича была признана лучшим соединением ВВС Белорусского военного округа.

Интересно, что комиссар сам был летчиком-самоучкой и не имел соответствующего образования. Пилотское свидетельство он получил лишь в 1931 году, когда прошел ускоренный курс летной подготовки в Качинской военной школе летчиков.

Дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич. Фото evitebsk.com

Дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич. Фото evitebsk.com

 «Новатор авиации»

Такое прозвище Якову Смушкевичу дали не просто так. Под его командованием летчики авиабригады обучались полетам вслепую по приборам. Часто происходили учебные тревоги.

Придумал Смушкевич и как оборудовать деревянную взлетную полосу. Впоследствии его опыт стал использоваться на других аэродромах. А дело было в том, что весной витебский аэродром превратился в болото, а бригаде нужно было срочно перелететь в Смоленск, чтобы принять участие в тренировках. Тогда командир и решил построить искусственную взлетную полосу из лесоматериалов. В результате все самолеты смогли успешно подняться в воздух.

Кроме этого, по инициативе Якова Владимировича, впервые в истории авиации части бригады были выведены в зимние лагеря, а на озере Лосвидо был оборудован ледовый аэродром.

По итогам зимнего периода боевой подготовки 1934/1935 года витебская бригада заняла ведущее место в округе и получила право участвовать в воздушном параде в Москве 1 мая 1935 года, где за отличную подготовку летчиков Якова Владимировича поблагодарил лично Иосиф Сталин.

Для своих летчиков не жалел ничего, даже ордер на шубу

Яков Смушкевич всегда старался быть ближе к летчикам, став для них не столько командиром, сколько другом. Люди знали, что к нему можно обратиться с любой просьбой, будь-то устройство на квартиру или семейные проблемы.

К примеру, Дмитрий Зильманович в своей книге «На орбите большой жизни» описывает случай, когда Смушкевич в один из дней позвонил своей жене и попросил выдать 400 рублей жене летчика М. Оказалось, командир узнал, что летчик поссорился с супругой из-за того, что ему предложили ордер на женскую шубу, а у него не оказалось денег. Тогда Яков Смушкевич отдал ему свой ордер и одолжил необходимую сумму.

И про досуг не забывал 

Командир всячески пытался улучшить условия жизни летчиков, большое внимание уделял оборудованию мастерских, ангаров, озеленению части, чистоте казарм и квартир для пилотов, качеству медицинского обслуживания.

В авиабригаде регулярно проводились вечера отдыха, спортивные соревнования, коллективные выезды на охоту, на базе авиагарнизона даже была создана своя футбольная команда.

А если в части у Смушкевича случались летные происшествия, то он всегда брал вину на себя. К примеру, в 1935 году погибли три экипажа бригады, которые попали в полосу урагана. В несчастье можно было обвинить метеослужбу, командира отряда, но Яков Владимирович признал виноватым себя.

Бронзовый бюст Якову Смушкевичу в Рокишкисе. Фото Фото planetavvs.ru

Бронзовый бюст Якову Смушкевичу в Рокишкисе. Фото Фото planetavvs.ru

Юбилей витебской авиабригады

С сентября 1936 года комбриг Смушкевич принимал участие в гражданской войне в Испании, потому его не было на праздновании 10-летия витебской авиабригады. Тогда пятьдесят  командиров и политработников были награждены Почетными грамотами и ценными подарками. В том числе, заочно, и Яков Владимирович, которому подарили легковой автомобиль М-1.

В приказе Народного комиссара обороны отмечалось, что

«особенных успехов авиабригада достигла во второй половине 1936 года, имея за этот период днем и ночью 10 800 часов налета и 15 700 посадок».

После летной школы Смушкевича многие авиационные командиры занимали высокие посты в Военно-Воздушных силах СССР. Но о судьбе своих бывших учеников Яков Владимирович так и не узнал.

В черный «воронок» на больничных носилках

В конце весны 1941 года у легендарного летчика резко ухудшилось здоровье: давала о себе знать травма, полученная во время аварии самолета. Но даже то, что Яков Смушкевич находился в госпитале, не помешало его аресту органами НКВД: в черный «воронок» больного загрузили прямо на носилках.

Позднее очевидцы вспомнят, что за несколько дней до этого в госпиталь к легендарному летчику приезжал начальник Генерального штаба Красной Армии Георгий Жуков, которому стало известно о наветах против Смушкевича. Георгий Константинович настоятельно советовал Якову Смушкевичу лично попасть на прием к Сталину. Но, к сожалению, было уже поздно.

Якова Владимировича обвинили в участии в антисоветской военной заговорщической организации, по заданию которой он якобы проводил работу, направленную на снижение боевой подготовки ВВС Красной Армии и увеличение случаев аварийности.

Наряду с Яковом Смушкевичем арестовали и других видных военачальников, в том числе героев Советского Союза Григория Штерна и Павла Рычагова. В процессе следствия к ним применяли пытки и избиения, в результате чего многие признали предъявленные обвинения.

Через пять месяцев, в октябре 1941 года, на основании предписания наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берия наряду с еще 19 осужденными дважды Героя Советского Союза Якова Смушкевича расстреляли в в районе поселка Барбыш Куйбышевской области. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года  лишили всех званий и наград.

В это время официальный орган военно-воздушных сил гитлеровской Германии журнал «Люфтваффе» напишет, что во время военных действий в Испании рейхсмаршал Герман Геринг обещал награду в миллион марок летчику, который собьет генерала Дугласа. А тут и награду выплачивать не пришлось: генерал не участвует в нынешней войне.

«Это равносильно, по крайней мере, разгрому 5-ти вражеских авиационных дивизий», – отмечали в журнале.

Действительно, таких кадровых потерь советские ВВС не могли понести даже от противника. Как писал профессор-историк Эммануил Иоффе, если бы эти военачальники остались на свободе, то вполне вероятно, что ВВС Красной Армии удалось бы избежать столь значительных потерь в первые дни войны.

Реабилитировали Якова Смушкевича посмертно в 1954 году, а в марте 1957 вернули звания и награды.

Память о легендарном летчике чтут в городе Рокишкис (Литва), где он родился. Там его именем названа улица и установлен бронзовый бюст дважды Герою Советского Союза. Улица Смушкевича в 1987 году появилась и в Витебске (район улиц Володарского и Гагарина).


  • Хемуль

    \\\\ если бы эти военачальники остались на свободе, то вполне вероятно, что ВВС Красной Армии удалось бы избежать столь значительных потерь в первые дни войны.

    Как? От наличия Смушкевича на свободе волшебным образом на самолётах появились бы рации? Выросла мощность двигателя? Он своей аурой скорость на виражах увеличивал?

    И вообще очень непросто всё с этим делом. Параллельно проходивших Мерецкова -Ванникова с остальными выпустили, именно как нужных в войну специалистов, причём с полной реабилитацией уже в 41м, и только авиаторов расстреляли. Есть обоснованное мнение, что Рычагов сознательно подставлял конструкторов и директоров авиазаводов, чтобы скрыть свои эпичные факапы в боевой подготовке и в итоге сам попался в свою же яму, а Смушкевич пошёл прицепом.

    • Саша Май

      Конечно, и рации бы не появились, и мощность двигателей бы не выросла, но.. военачальникам с таким огромным опытом, в том числе и боевым, как Яков Смушкевич, уж точно нашлось бы применение в строю.
      А с каким делом того времени просто? Можно сейчас рассуждать: сознательно подставлял/не сознательно, повезло/не повезло. Но факт остается фактом: многих опытных командиров армия тогда потеряла.

  • Вячеслав

    Интересно было почитать.
    Герой!