Необычные детки Витебска

где и как их обучают и что ждет ребят дальше

18 ноября 1828 года родился ученый Джон Лэнгдон Хэйдон Даун. Заслуга этого человека состоит в том, что именно он впервые описал синдром Дауна. Великий англичанин искренне верил в то, что занятия с умственно отсталыми детьми положительно влияют на развитие малышей. Ученый в 1868 году организовал в Теддингтоне центр для ребят с синдромом Дауна.

Наше общество сегодня признало наконец, что люди с ограниченными возможностями, с особенностями психофизического развития имеют полное право на достойную жизнь. И, конечно, заниматься их обучением необходимо уже с раннего возраста. Если раньше дети с синдромом Дауна, с нарушениями аутистического спектра поведения, ДЦП и другими подобными диагнозами находились дома, то сегодня у них есть возможность посещать интегрированные и специальные группы (классы) в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, а для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии открыты двери центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Где в Витебске обучают ребят с нарушениями развития

В рамках государственной программы «Дети Беларуси» с 15 марта 2000 года в нашем городе открыто ГУО «Витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Это многофункциональное учреждение. С одной стороны, оно координирует всю систему специального образования в городе. Так, на основании заключений Центра сформирована сеть специальных учреждений образования, а так же учреждений, где открыты интегрированные классы (группы) для детей с особенностями психофизического развития. (Справочно: в 2016/2017 учебном году в учреждениях образования города открыто 11 групп интегрированного обучения и воспитания в детских садах, которые посещают 42 ребенка с различными нарушениями развития. В учреждениях общего среднего образования функционирует 97 классов интегрированного обучения ,  в которых обучается 274 ребёнка). Всего же на сентябрь 2016 года банк данных детей с особенностями психофизического развития  включает 5456 детей.

С другой стороны, ­ центр – это учреждение образования, в котором обучаются дети с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии.

В настоящее время Центр расположился в просторных помещениях бывшего детского сада по адресу: улица 26 июня, 5.

детский коррекционный центр

Витебский центр коррекционного развития. Фото Евгения Москвина

Общее количество детей, которым оказывается коррекционно-педагогическая помощь в центре – 94 ребёнка. Из них 72 ребёнка-инвалида. В учреждении открыто 3 специальных класса для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии 1 дошкольная группа, 3 группы ранней комплексной помощи. На дому обучается 20 ребят школьного возраста и 8 дошкольников. Коррекционно-педагогическую помощь получают 15 детей.

детский коррекционный центр

На занятиях по ранней комплексной помощи. Фото Евгения Москвина

Директор центра Елена Иосифовна Дук рассказывает:

У нас учатся дети с нарушениями развития, которые не имеют возможности получить образование в соответствии с общепринятыми стандартами. Обучение таких ребят ограничивается получением основ знаний об окружающем мире, приобретением элементарных трудовых навыков. Чем раньше к нам попадает ребенок, тем выше вероятность того, что он сможет лучше адаптироваться.  

И в этом помогают учителя, дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, врачи, педагоги дополнительного образования, инструктор ЛФК, медсестра-массажист. Всего в нашем учреждении работает 56 человека, из них 32 имеют педагогическое образование.

детский коррекционный центр

Директор центра Елена Иосифовна, учитель-дефектолог Виктория Радкевич, педагог-психолог Елена Нурсеитова за работой. Фото Евгения Москвина

В первую половину дня для детей организован коррекционно-образовательный процесс, во вторую — дети занимаются в кружках, для них организовываются дополнительные воспитательные мероприятия.

В центре ребята учатся в течение 9 лет.

Вообще, в нашей области существует еще 20 подобных коррекционных центров в различных городах. Обучение здесь совершенно бесплатное.

В Витебске открыто 11 интегрированных группу в детских садах, которые посещают 42 ребенка с нарушениями развития, 97 подобных классов в школах для 274 детей. Всего же на сентябрь 2016 года банк данных детей с особенностями психофизиологического развития Витебска включает 5456 человек.

детский коррекционный центр

В дошкольной группе. Фото Евгения Москвина

В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в некоторых случаях допускается обучение ребят старше данного возраста, которые раньше не посещали коррекционные учреждения.

В классах и дошкольной группе с ласковыми названиями («Радуга», «Солнышко», «Лучики», «Пчёлка») занимается по 6 человек. Дети занимаются здесь пять дней в неделю с 7.30 до 18.00. Для них организовано трёх-разовое бесплатное питание. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата организован подвоз на специально оборудованном автобусе.

детский коррекционный центр

Игрушек здесь хватит на всех! Фото Евгения Москвина

Как проводятся занятия

Конечно, достаточно трудно на протяжении 35-45 минут удержать внимание ребенка с нарушением развития. Но педагоги стараются! Они постоянно чередуют виды деятельности. Если воспитанник устал и хочет отдохнуть, никто ему препятствовать не станет. Режим дня у каждого из детей свой, находится время и для дела, и для потехи.

детский коррекционный центр

Фото Евгения Москвина

В центре к ребятам относятся ласково и доброжелательно. Многие из воспитанников, завидев педагогов или гостей, с радостью открывают им свои объятия, здороваются за руку. И пусть практически все они не владеют внятной речью, стараются как-то выразить свои эмоции, пообщаться. Педагогическое кредо сотрудников центра звучит так:

Принимать и любить ребенка таким, какой он есть. Найти в ребенке изюминку, зернышко, которое нужно взрастить, оберегать и согревать душой.

Приезжают в гости к ребятам и клоуны из волонтерского объединения «Доктор Неболит», и актеры театра «Лялька», устраиваются спектакли, утренники, выставки. Скучать некогда!

Сенсорные комнаты, пескография, ЛФК

В коррекционном центре для детей созданы все условия, чтобы они могли развиваться. Есть сенсорная комната – настоящее волшебное царство! Здесь есть и специальный гранулированный матрас, принимающий форму тела ребенка, и стол для пескографии, где воспитанники могут рисовать настоящие картины, и тактильная дорожка, панно «Бесконечность», «Звёздный дождь» и многое-многое другое. В этой комнате ребенок может расслабиться, сбросить мышечное и эмоциональное напряжение.

детский коррекционный центр

Кроватка принимает форму тела ребенка. Фото Евгения Москвина

Конечно, есть в центре и зал лечебной физкультуры с большим количеством специальных тренажеров и массажными кушетками, что немаловажно для ребят с ДЦП, которым очень трудно передвигаться.

А Дни рождения и родительские собрания проводятся в небольшой, но уютной комнате социальной адаптации, где дети учатся и чай заваривать, и гостей принимать. Это для обычного человека, скажем, заварить пакетик чая в кипятке – дело нескольких секунд, а для ребенка с особенностями развития – это целая наука.

детский коррекционный центр

В центре есть комната для праздников. Фото Евгения Москвина

Окончили коррекционный центр, а что дальше?

После того как пройдет девять лет обучения, ребенок возвращается домой. Получить профессию, а впоследствии и трудоустроиться, воспитанники с тяжелыми множественными нарушениями развития не могут.

детский коррекционный центр

Люблю учиться! Фото Евгения Москвина

Ребята очень скучают, покидая наше учреждение , – рассказывает единственный мужчина в педагогическом коллективе, Александр Геннадьевич Глебко, – ведь здесь они и со сверстниками с удовольствием общаются, и с нами, педагогами. А после ребят направляют в территориальные центры социального обслуживания населения. Там, конечно, есть кружки. Но туда ведь приходят на пару часов, а здесь они находятся целый день. И они привыкают к нам, и мы к ним. Тяжело расставаться.

Действительно, для ребят школьного и дошкольного возраста с ограниченными возможностями сегодня в центре коррекционного развития созданы отличные условия. А вот во взрослой жизни им приходится по-настоящему нелегко. И, безусловно, необходимо задуматься о том, как помочь детям в дальнейшем развитии, адаптировать к жизни в обществе, где для людей с особенностями психофизиологического развития очень мало места.

детский коррекционный центр

Учитель-дефектолог Александр Геннадьевич Глебко и воспитатель Лада Ярославовна Грибова с детьми. Фото Евгения Москвина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *