и почему сфера услуг — самый сложный вид деятельности, что предусмотреть новичку в бизнесе и можно ли головой зарабатывать деньги
Быть успешным бизнесменом и работать не в Минске и даже не в областном центре, а в районном городе, насколько это возможно? Герой нашего интервью считает, что в этом нет ничего невозможного. Для того, чтобы увидеть, как выглядит бизнес «на районе», узнать, с какими преградами сталкивается индивидуальный предприниматель в условиях небольшого города и разобраться, что необходимо обязательно предусмотреть новичку, мы поговорили с молодым бизнесменом из Новолукомля, Денисом Старовойтовым, который открыл в городе магазин проката и аренды автоприцепов, техники, инструмента и спортинвентаря.
Как давно вы работаете в Новолукомле?
Мы открыли магазин только этим летом, в августе. Теперь многие говорят «спасибо» и что давно пора было это сделать. Мы — единственный прокат в районе, вот в Чашниках, например, нет такого, в Лепеле есть что-то подобное, но там все по-серьезней, строительная техника.
Все говорят, что услуги это самый сложный вид деятельности. Нужно под каждого клиента работать, действительно работать.
Каково это вообще: развивать малый бизнес в районе? Есть какие-то определенные сложности?
Я думаю, что в маленьком городе это гораздо легче. Ну, мне легко было, потому что я уже работал в этой сфере около четырех лет. Но бывает разное, всегда кому-то звонишь, спрашиваешь. В чем-то все равно достаточно тяжело, например, трудно захватить район, чтобы сделать рекламу, то есть, нужно учитывать весь спектр.
Приведу пример, связанный с прокатом: велосипеды — это прокат, ориентированный на молодежь, здесь хорошо работает реклама в интернете, социальные сети. А, допустим, тот же бензоинструмент, тот же триммер, это уже берут люди, которым, в основном, за сорок, которые в интернете мало сидят, им нужна реклама на досках объявлений, на подъездах, в специально отведенных для этого местах.
Кроме того, реклама на рекламу работает: приходят люди за прокатом, видят магазин, получается совместный пиар друг друга. Опять же, нам проще завести тот же прицеп, если он кому-то нужен, чтобы заработать клиентскую базу.
Очень важна работа с клиентом, если клиенту нужен бетоносмеситель, а у нас его нет, я могу поехать в Оршу, купить этот бетоносмеситель, и мы его отдадим на месяц. Со временем это окупается. Здесь очень важно предугадать срок окупаемости.
Вот, например, если человек хочет оформить индивидуальное предпринимательство, чем ему лучше руководствоваться? Каким путем вы шли?
Я сам спрашивал у предпринимателей, которые уже занимаются этой сферой. То есть это обмен опытом. Еще важно спрашивать, почему у кого-то не получилось, потому что многие начинают и не задерживаются в бизнесе. Иногда ведь открывают мелкие точки, магазины, думая, что раз один кто-то продает, например, одежду, то и у него получится. Нет, это далеко не так. У тех, других, уже может быть своя клиентская база, а у тебя ее нет.
В плане документации, когда вы начинали, были какие-то неожиданности и сложности?
У индивидуальных предпринимателей не вижу трудностей с документами. Но, я скажу, гораздо тяжелее вести чужой бухгалтерский учет, чем свой, личный. Гораздо большая проблема в том, что сложно подобрать технику. Я купил генератор за определенную сумму денег, дешево, сэкономил, а в итоге его пять раз сдали — и он сломался. То есть это лишние затраты. Такой нюанс: не нужно экономить, лучше взять сразу, надежный.
А были какие-то подводные камни, о которых вы узнали, когда уже приступили к регистрации?
Честно говоря, я очень много долго продумывал все, еще с мая месяца, и открылся только в августе. То есть финансы уже были все это закупить, но решалось и думалось очень долго. В пример опять же могу привести знакомого, который мне говорил: «Давай я буду в Полоцке заниматься тем же самым». Он решился, попробовал, а сейчас звонит: «Я вот все, отработал, в следующем месяце налог платить не буду, у меня ничего не идет». Поэтому надо долго думать, продумывать.
Почему я это решил делать в Новолукомле, хотя есть возможность уехать в Минск, Витебск? Потому что здесь нет конкуренции. И это самый влияющий фактор, который мне посодействовал.
В чем главное преимущество районного города перед областным в работе? Сильно ощущается контраст?
Конечно, в Витебске очень большая конкуренция. Я так думаю, чтобы развить бизнес в большом городе, надо начать с маленького, чтобы попробовать. Но в деревне, естественно, открывать такой бизнес, как открыл я, тоже невыгодно. Тут надо выбирать город: небольшой, минимум конкуренции, но с большой численностью населения.
А проверки бывают, есть с этим трудности?
Нет, пока еще не было, но, думаю, в течении года еще проверят. Но многие проверки откуда берутся? Кто-то пожаловался, часто конкуренты. Есть вот пример из Полоцка: он только открылся, а уже конкуренты звонят, что он работает без чеков, нарушает закон, то есть люди сами друг друга сдают. Но это понятно: вот я открылся, я это начал первый, почему ты сюда лезешь? Может быть, на всех хватит клиентов, но все равно, это уже человеческий фактор. А если мало конкуренции, работаешь по правилам, то все нормально. Финансово скрывать что-то я тут не вижу смысла: все равно заплатишь налог, и очень высокий.
А с какими трудностями вы чаще всего встречаетесь в работе?
Трудности начинаются, когда люди берут напрокат технику и лезут в нее даже не разбираясь толком. Но тут тоже есть выход — запломбировать все. Мы, например, подкрашиваем болты обычным лаком. Вторая распространенная проблема — составление договоров с клиентами, он должен быть юридически настолько правильно составлен, чтобы не было никаких нюансов. У нас было очень много вариантов договоров, семь мы уже, наверное, перебрали, но с каждым разом совершенствуемся.
Как прощупать клиентскую базу, как вы узнали, что что-то будет востребовано, а что-то — нет?
Делаешь рекламу, допустим, в социальных сетях и изучаешь спрос. Если спрос есть, тогда да, это будет рентабельно. А размещать рекламу — этого никто не запрещает законом. Сзади на прицепах, например, мы поместили наклейку, уже люди заметили, начали звонить. То есть анализировать надо рынок, просто так я никому не советую брать и открывать наобум. Это, считай, сразу ничего не выйдет. Хотя, бывает, совсем не угадаешь, что окажется востребовано.
Еще важно сотрудничество с организациями. Например, у нас в городе есть единая служба услуг, они берут у нас технику и оказывают услуги населению: покос травы, снегоуборка. Это очередной маркетинговый ход, они помогают мне, а я помогаю им. Они занимаются расклейкой объявлений, то есть содействуют нашей рекламе. Еще важно думать о будущем: вот сейчас нас ждет конференция, там будут все директора ЖКХ, Лукомльской ГРЭС, отдел образования. Я хочу с ними договориться тоже. Есть что-то, что они хотят купить, взять в аренду. Еще, в перспективе, хотим сотрудничать с ГАИ, мы ведь даем напрокат и детские автомобильные кресла.
Могли бы вы дать совет, как вести малый бизнес, что для этого нужно в первую очередь?
Упорство. И много работать. Это самое главное, я считаю. Никогда не опускать руки. Сейчас у нас грядет зимний сезон, придется работать, чтобы работать. Сезонность играет важную роль, вот, например, я вижу, что буду зарабатывать с марта по октябрь, максимум ноябрь. Зимой это будет или минус, или небольшой плюс. Ну и поскольку у меня много знакомых предпринимателей говорит, что главное — не опускать руки, потому что, если ты показал, что эта ниша единственная, что твое место востребовано, то твое место мгновенно займут. Например, мне много кто предлагал: давай вместе, но не хочется, всегда ведь есть желание быть первым.