Возможно быть на районе успешным предпринимателем?

и почему сфера услуг – самый сложный вид деятельности, что предусмотреть новичку в бизнесе и можно ли головой зарабатывать деньги

Быть успешным бизнесменом и работать не в Минске и даже не в областном центре, а в районном городе, насколько это возможно? Герой нашего интервью считает, что в этом нет ничего невозможного. Для того, чтобы увидеть, как выглядит бизнес «на районе», узнать, с какими преградами сталкивается индивидуальный предприниматель в условиях небольшого города и разобраться, что необходимо обязательно предусмотреть новичку, мы поговорили с молодым бизнесменом из Новолукомля, Денисом Старовойтовым, который открыл в городе магазин проката и аренды автоприцепов, техники, инструмента и спортинвентаря.

Денис Старовойтов, индивидуальный предприниматель из Новолукомля. Фото Анастасии Вереск

Денис Старовойтов, индивидуальный предприниматель из Новолукомля. Фото Анастасии Вереск

Как давно вы работаете в Новолукомле?

Мы открыли магазин только этим летом, в августе. Теперь многие говорят «спасибо» и что давно пора было это сделать. Мы – единственный прокат в районе, вот в Чашниках, например, нет такого, в Лепеле есть что-то подобное, но там все по-серьезней, строительная техника.

Все говорят, что услуги это самый сложный вид деятельности. Нужно под каждого клиента работать, действительно работать.

Каково это вообще: развивать малый бизнес в районе? Есть какие-то определенные сложности?

Я думаю, что в маленьком городе это гораздо легче. Ну, мне легко было, потому что я уже работал в этой сфере около четырех лет. Но бывает разное, всегда кому-то звонишь, спрашиваешь. В чем-то все равно достаточно тяжело, например, трудно захватить район, чтобы сделать рекламу, то есть, нужно учитывать весь спектр.

Приведу пример, связанный с прокатом: велосипеды – это прокат, ориентированный на молодежь, здесь хорошо работает реклама в интернете, социальные сети. А, допустим, тот же бензоинструмент, тот же триммер, это уже берут люди, которым, в основном, за сорок, которые в интернете мало сидят, им нужна реклама на досках объявлений, на подъездах, в специально отведенных для этого местах.

Кроме того, реклама на рекламу работает: приходят люди за прокатом, видят магазин, получается совместный пиар друг друга. Опять же, нам проще завести тот же прицеп, если он кому-то нужен, чтобы заработать клиентскую базу.

Важно следить за потребностями клиентов разного возраста и не забывать про рекламу. Фото Анастасии Вереск

Важно следить за потребностями клиентов разного возраста и не забывать про рекламу. Фото Анастасии Вереск

Очень важна работа с клиентом, если клиенту нужен бетоносмеситель, а у нас его нет, я могу поехать в Оршу, купить этот бетоносмеситель, и мы его отдадим на месяц. Со временем это окупается. Здесь очень важно предугадать срок окупаемости.

Вот, например, если человек хочет оформить индивидуальное предпринимательство, чем ему лучше руководствоваться? Каким путем вы шли?

Я сам спрашивал у предпринимателей, которые уже занимаются этой сферой. То есть это обмен опытом. Еще важно спрашивать, почему у кого-то не получилось, потому что многие начинают и не задерживаются в бизнесе. Иногда ведь открывают мелкие точки, магазины, думая, что раз один кто-то продает, например, одежду, то и у него получится. Нет, это далеко не так. У тех, других, уже может быть своя клиентская база, а у тебя ее нет.

Главное в работе - следить за потребностями клиента. Фото Анастасии Вереск

Главное в работе – следить за потребностями клиента. Фото Анастасии Вереск

В плане документации, когда вы начинали, были какие-то неожиданности и сложности?

У индивидуальных предпринимателей не вижу трудностей с документами. Но, я скажу, гораздо тяжелее вести чужой бухгалтерский учет, чем свой, личный. Гораздо большая проблема в том, что сложно подобрать технику. Я купил генератор за определенную сумму денег, дешево, сэкономил, а в итоге его пять раз сдали – и он сломался. То есть это лишние затраты. Такой нюанс: не нужно экономить, лучше взять сразу, надежный.

Магазин проката и аренды техники может сотрудничать с предпринимателем, который продает похожий товар. Фото Анастасии Вереск

Магазин проката и аренды техники может сотрудничать с предпринимателем, который продает похожий товар. Фото Анастасии Вереск

А были какие-то подводные камни, о которых вы узнали, когда уже приступили к регистрации?

Честно говоря, я очень много долго продумывал все, еще с мая месяца, и открылся только в августе. То есть финансы уже были все это закупить, но решалось и думалось очень долго. В пример опять же могу привести знакомого, который мне говорил: «Давай я буду в Полоцке заниматься тем же самым». Он решился, попробовал, а сейчас звонит: «Я вот все, отработал, в следующем месяце налог платить не буду, у меня ничего не идет». Поэтому надо долго думать, продумывать.

Почему я это решил делать в Новолукомле, хотя есть возможность уехать в Минск, Витебск? Потому что здесь нет конкуренции. И это самый влияющий фактор, который мне посодействовал.

За работой. Фото Анастасии Вереск

За работой. Фото Анастасии Вереск

В чем главное преимущество районного города перед областным в работе? Сильно ощущается контраст?

Конечно, в Витебске очень большая конкуренция. Я так думаю, чтобы развить бизнес в большом городе, надо начать с маленького, чтобы попробовать. Но в деревне, естественно, открывать такой бизнес, как открыл я, тоже невыгодно. Тут надо выбирать город: небольшой, минимум конкуренции, но с большой численностью населения.

если открыл свой бизнес главное - не опускать руки. Фото Анастасии Вереск

если открыл свой бизнес главное – не опускать руки. Фото Анастасии Вереск

А проверки бывают, есть с этим трудности?

Нет, пока еще не было, но, думаю, в течении года еще проверят. Но многие проверки откуда берутся? Кто-то пожаловался, часто конкуренты. Есть вот пример из Полоцка: он только открылся, а уже конкуренты звонят, что он работает без чеков, нарушает закон, то есть люди сами друг друга сдают. Но это понятно: вот я открылся, я это начал первый, почему ты сюда лезешь? Может быть, на всех хватит клиентов, но все равно, это уже человеческий фактор. А если мало конкуренции, работаешь по правилам, то все нормально. Финансово скрывать что-то я тут не вижу смысла: все равно заплатишь налог, и очень высокий.

Кроме конкуренции нужно учитывать многие вещи: сезон, спрос, направленность рекламы. Фото Анастасии Вереск

Кроме конкуренции нужно учитывать многие вещи: сезон, спрос, направленность рекламы. Фото Анастасии Вереск

А с какими трудностями вы чаще всего встречаетесь в работе?

Трудности начинаются, когда люди берут напрокат технику и лезут в нее даже не разбираясь толком. Но тут тоже есть выход – запломбировать все. Мы, например, подкрашиваем болты обычным лаком. Вторая распространенная проблема – составление договоров с клиентами, он должен быть юридически настолько правильно составлен, чтобы не было никаких нюансов. У нас было очень много вариантов договоров, семь мы уже, наверное, перебрали, но с каждым разом совершенствуемся.

Иногда предугадать потребительский спрос может быть нелегко. Фото Анастасии Вереск

Иногда предугадать потребительский спрос может быть нелегко. Фото Анастасии Вереск

Как прощупать клиентскую базу, как вы узнали, что что-то будет востребовано, а что-то – нет?

Делаешь рекламу, допустим, в социальных сетях и изучаешь спрос. Если спрос есть, тогда да, это будет рентабельно. А размещать рекламу – этого никто не запрещает законом. Сзади на прицепах, например, мы поместили наклейку, уже люди заметили, начали звонить. То есть анализировать надо рынок, просто так я никому не советую брать и открывать наобум. Это, считай, сразу ничего не выйдет. Хотя, бывает, совсем не угадаешь, что окажется востребовано. 

Еще важно сотрудничество с организациями. Например, у нас в городе есть единая служба услуг, они берут у нас технику и оказывают услуги населению: покос травы, снегоуборка. Это очередной маркетинговый ход, они помогают мне, а я помогаю им. Они занимаются расклейкой объявлений, то есть содействуют нашей рекламе. Еще важно думать о будущем: вот сейчас нас ждет конференция, там будут все директора ЖКХ, Лукомльской ГРЭС, отдел образования. Я хочу с ними договориться тоже. Есть что-то, что они хотят купить, взять в аренду. Еще, в перспективе, хотим сотрудничать с ГАИ, мы ведь даем напрокат и детские автомобильные кресла.

На прицепе, например, можно поместить рекламу, люди начнут замечать и звонить. Фото Анастасии Вереск

На прицепе, например, можно поместить рекламу, люди начнут замечать и звонить. Фото Анастасии Вереск

Могли бы вы дать совет, как вести малый бизнес, что для этого нужно в первую очередь?

Упорство. И много работать. Это самое главное, я считаю. Никогда не опускать руки. Сейчас у нас грядет зимний сезон, придется работать, чтобы работать. Сезонность играет важную роль, вот, например, я вижу, что буду зарабатывать с марта по октябрь, максимум ноябрь. Зимой это будет или минус, или небольшой плюс. Ну и поскольку у меня много знакомых предпринимателей говорит, что главное – не опускать руки, потому что, если ты показал, что эта ниша единственная, что твое место востребовано, то твое место мгновенно займут. Например, мне много кто предлагал: давай вместе, но не хочется, всегда ведь есть желание быть первым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *