Замок рода Сапегов, икона Ивана Грозного, зачем в местечко приезжал Петр Первый и почему Свято-Троицкую церковь можно считать сокровищем белорусской культуры
Верите ли вы, что агрогородок может потягаться в возрасте со столицей? Оказывается, может.
Совсем недавно свое 950-летие отметила Черея, агрогородок в Чашникском районе. Место это не только древнее, но и богатое древностями. И для того, чтобы обойти все достопримечательности, а также познакомиться с с местными тайнами и красотами, мы попросили помочь нам директора Чашникского исторического музея Людмилу Григорьевну Кастянка.
Черея впервые упоминается в летописи в 1066 году. При этом есть даже сведения о том, что в XIV-XVI веках существовало Черейское княжество, а Черея была стольным городом.
Само название «Черея» происходит от слова «болото». И действительно, местные жители рассказывают, будто раньше здесь находилось множество болот, добывали торф и даже функционировал торфоперерабатывающий завод.
Ну а раньше, еще до завода, в Черее появились костел, располагавшийся в центре местечка, две церкви и три синагоги. От всего этого великолепия осталась одна только церковь Святого архангела Михаила, построенная в 1604 году канцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой. В те времена неподалеку от церкви, на возвышенности, находилась усадьба Сапеги, которая называлась Замок.
А в 1644 году в Михайловской церкви стояла большая базилика, в алтаре которой находился образ «Святой архангел Михаил».
В 1510 году эту икону подарили Ивану Грозному, прислав из Константинополя, а в 1584 году царь подарил ее Сапегам.
Известный исследователь черейской истории, ученый и писатель Роальд Романов, пишет, что Михайловская церковь была первым униатским храмом для смешанного православного и католического населения.
После пожара в 1650 году церковь была восстановлена и обрела черты польского костела образца позднего барокко. Недавно храм Святого архангела Михаила обновили.
К сожалению, назвать этот процесс «реконструкцией» язык не поворачивается – теперь в оформлении старинного здания присутствует вполне современный сайдинг.
От второй, Успенской церкви, в Черее и вовсе остались одни только воспоминания: сейчас на ее месте можно увидеть лишь каменный крест на горе.
Летопись повествует, что находившийся здесь храм был некогда создан женой князя Ольгерда, Ульяной.
Костел в Черее не пережил советские времена, его разобрали где-то в 1950-ых годах, проложив на этом месте дорогу, а из старинных кирпичей сложили здание школы.
А вот остатки одной из черейских синагог можно увидеть до сих пор, если, конечно, знать, где искать. Ведь старинного в ней осталось немного: на виду только одна стена из кирпича. И, опять же, здесь вездесущий сайдинг.
Когда-то синагоги были нужны в Черее не меньше, чем церкви, ведь здесь проживало множество евреев. При этом большая часть их, около 80%, селилась отдельно, и белорусская застройка очень отличалась от еврейской.
Позже, в страшные времена Второй мировой войны, все еврейское население Череи было уничтожено. На месте массовых расстрелов мирных еврейских жителей в 1942 году на окраине деревни установлен мемориал.
Когда-то Черея была процветающим местечком и могла обеспечить сама себя всем необходимым. Были здесь свои плотники, столяры, гончары, кузнецы. Еженедельно в поселении проходили большие ярмарки. Для того чтобы занять там место, говорят, приходилось в три часа ночи выезжать из Чашник, нынешнего районного центра.
В 1924-1931 годах Черея и сама была районным центром, а район назывался, соответственно, Черейским. Местечко тогда не знало беды, здесь был построен хлебозавод, молокозавод, свиноферма, находилась пасека, а в 1920-ых годах даже работал лыжный цех.
Была и своя больница, добрым словом вспоминают в Черее врача Федора Романова. Он с помощью трав мог вылечить болезни, с которыми непосильно справиться без помощи антибиотиков.
До 1950-ых годов в центре Череи была площадь с лавками местных умельцев. Сейчас неподалеку от места, где находились торговые ряды, уцелел лишь один немой свидетель тех времен – небольшое здание красного кирпича.
В довоенные годы в этой постройке располагалась пожарная часть и стояла пожарная каланча. Одно из самых ярких воспоминаний, связанных у местных жителей с «тогдашним МЧС», было то, что у тех имелся свой духовой оркестр. Потом каланчу снесли, а в военные годы в здании открылась столовая. Когда же и она перестала быть нужна, в начале XXI века здание перешло в руки предпринимателя. Сначала говорили о том, чтобы открыть в нем музей Череи, но пока что это только планы.
А теперь давайте отклонимся чуть в сторону и пройдемся по улице Хоневичской. Оказавшись в самом конце Череи, мы упремся в дорогу, которая раньше вела в сторону Холопеничей.
В своих воспоминаниях Адам Егорович, отец знаменитого Максима Багдановича, писал, что ездил в Черею на рынок, и особенно впечатлила красота садов и замечательное местное пиво.
Немного продвинувшись «на Холопеничи», увидим высокую гряду, поросшую стройными соснами. Это остатки древнего городища.
Площадка 80х40 метров здесь возвышается на 8 метров над землей. Сохранилась и часть рва. В конце XIX века городище несколько раз исследовали, а вот раскопки здесь никогда не проводились. Сейчас вершина городища занята старым кладбищем, с которым связана одна интересная легенда.
Среди немногих могил, которые находятся здесь, местные жители выделяют три. Их называют святыми. С чем это связано и кто там похоронен – загадка. Но кто-то говорит, что к захоронениям можно обратиться с молитвой.
До наших дней дошли устные свидетельства о том, что на этой возвышенности хоронили своих павших товарищей французы во времена войны 1812 года. Говорят, что тогда их войска 6 месяцев стояли под Череей, и французы шапками носили землю на могилы.
А если мы вернемся обратно к агрогородку и направимся совсем в другую сторону, то по улице Замковой выйдем к старинной липовой аллее.
Недаром в Черее говорят, что весной эта улица утопает в сирени и что до 1970-ых в конце располагались красивые пруды. Ведь и аллея, и усыпальница, находившаяся когда-то на территории школьного двора, и сады принадлежали известному роду Милошей, из которого вышел поэт Оскар Милош, французский прозаик и символист.
Про свою родовую усадьбу, принадлежавшую с XV века Сапегам, а уже только с конца XVIII века Милошам, знаменитый писатель рассказывал так:
«красота парков и садов делала почти королевской резиденцией Черейское имение. Здесь был замок в стиле XVIII века с театром и оранжереей… А семья жила в большом старинном деревянном доме в стиле ампир, увешанном портретами моего рода и наполненном старинными вещами, которые во многом повлияли на развитие моего духовного мира».
Когда усадьба была передана в руки коммунаров, все это исчезло бесследно. А сегодня о том, что здесь некогда жили потомки рода Милошей напоминает только липовая аллея, да и в той уже давно растут молодые деревья. Ни усадьба, ни знаменитые сиреневые сады не сохранились. А, если пройти аллею насквозь и выйти на открытое место, то откроется не только замечательный вид на Черею, но и покажется вдалеке еще один призрак этих мест – руины Свято-Троицкой церкви.
Для того чтобы добраться к ней, придется покинуть городок и проехать до деревни Белая Церковь.
Старинная Свято-Троицкая церковь стоит на берегу Черейского озеро (также называемого Белым озером), поэтому, с какой стороны ни взгляни, вид на храм открывается великолепный.
Эту достопримечательность по праву можно назвать уникальной, ведь, возможно, это единственная в мире церковь, сохранившая черты раннего барокко тех времен, когда в Италии первые элементы этого стиля только начали зарождаться.
У храма непростая судьба. Его история уводит нас в XV век, когда в 1454 году епископ смоленский Мисаил (с 1475 года митрополит киевский и всея Руси) основал на севере от Череи, около озера Головля (проток этого озера впадает в Черейское), православный Троицкий монастырь. Из более тридцати белорусских монастырей второй половины XV-начала XVIII века Свято-Троицкий был самым древним.
Позже во владения этого монастыря войдут и некоторые земли в Витебске – деревня Улановичи «с пашенной землей, и водами, и сеножатями». Этот монастырь дал имя и другой постройке, деревянному базылянскому монастырю и храму на озере Белое (Черейское), построенному Богданом Сапегой.
К концу XVI века, когда первый монастырь на этом месте опустел, неподалеку от него знаменитым канцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой был построен новый храм и новый монастырь в 1599 году. С этого времени и начинается история каменной Свято-Троицкой церкви, получившей также название Белоцерковской Троицкой церкви из-за белого цвета своих стен.
Здесь же впоследствии будет находиться и родовой склеп Сапегов, в котором будут похоронены родители великого гетмана Великого Княжества Литовского.
В отличие от храма, монастырь на этом месте не сохранился. Ему принадлежали сады и огороды на острове, а также фольварок с пашней. Из богатств исчезнувшего монастыря можно назвать напрестольный крест 1596 года, подаренный Львом Сапегой, и плащаница, а также чудотворный образ Черейской Богоматери.
Список с образа этой иконы в 1708 году увез в столицу царь Петр, куда позже отправилась и сама икона в 1938 году. А в самой Свято-Троицкой церкви находилась копия известного новгородского образа Богоматери «Знамение», привезенная в 1640 году из Ружан Казимиром Леоном Сапегой.
В 1601 году первый настоятель Свято-Троицкого монастыря инок Исайя подчинил его униатам. Во второй половине XVII века монастырь обеднел, и в 1804 году здесь оставалось всего четыре монаха.
Свято-Троицкая церковь просуществовала еще до 1935 года, пока в 1938 году не была отдана под зернохранилище. Все святыни отсюда исчезли, но сохранились сведения о находившейся в Витебском церковно-археологическом музее расшитой шелком и золотом плащанице, а серебряный крест 1596 года до октябрьской революции 1917 года находился в Могилевском церковно-археологическом музее.
Сейчас же легендарная Свято-Троицкая церковь в Черее пришла в упадок. Однако вывод напрашивается один: не так ведь страшно само запустение, как неумелая реставрация. И пусть лучше на Черейском озере стоят руины, чем «обновление» с помощью сайдинга и пластика.
Предлагаем вам также почитать о наших путешествиях и знакомствах с другими достопримечательностями Витебской области здесь и здесь, а также узнать, как добраться до Череи из Витебска.