Олег Крошкин: «лица необщее выражение»

В Витебском художественном музее открылась выставка Олега Крошкина «Взгляд»

Крошкин, Витебск, живопись

Олег Крошкин. Фото Георгия Корженевского

Название выставки, конечно же, неслучайно и несёт в себе особый смысл, иначе и быть не могло… Взгляд художника прозревает куда глубже поверхности вещей, его взору открываются энергетические линии нашего мира. Их взаимодействие, борьба, синергия, находят выражение в картинах и запечатлеваются по принципу «здесь и сейчас». Оттого искусство Олега Крошкина так очень близко журналистике, ибо в красках и образах он выявляет характер процессов, свойственных современной реальности. Сам живописец является наблюдателем и ему удаётся достичь той гармонии участия и отстранённости, ибо вовлечённость с головой в поток событий не позволяла бы в такой степени их осмыслить и обобщить. Потому совсем не зря Олега Крошкина называют «художником-мыслителем», ибо мудрость, выражающаяся в его произведениях, очевидна в проницательности художественных обобщений.

Крошкин, прятки, живопись, Корженевский

О. Крошкин. Игра в прятки. 2014 г.

О принципах журнализма также говорят и приёмы коллажа в его произведениях. Коллаж объединяет в себе выхваченные из пространства обрывки действительности, которые, тем не менее, обладают совершенно конкретной подлинностью и образуют новое, концептуальное единство по воле творца. Такое, казалось бы, «вторичное» творчество отображает живой дух современного мира. При этом Олег Крошкин посредством живописной абстракции являет пульсацию этого мира, передаёт его ритм и динамику. В итоге получается многоплановое произведение, в котором можно увидеть символы и знаки реальности, а также характерные для неё эмоциональные и ментальные энергетические формы. Картины этого рода при всех присущих журнализму свойствах фрагментарности, выражают «лицо мира» в его обобщённости.

Крошкин, новости, журналистика, живопись, Корженевский

О. Крошкин. Новости. 2013 г.

Большой интерес представляют геометрические абстрактные композиции Олега Крошкина. В них художник производит попытку разложения реальности, и художественные цели данного процесса практически идентичны тем, которые ставит перед собой современная наука. Это попытки выйти из линейного пространства и открыть иные, неевклидовые формы его топологии.

Крошкин, композиция, абстракция, живопись, Корженевский

О. Крошкин. Композиция V. 2016 г.

Об Олеге Крошкине часто говорят, как об ироничном художнике, который усмехается, когда пишет свои картины. Несомненно, его творчеству присуща мудрая ирония в восприятии повседневности, без чего, скорее всего, невозможно адекватное выражение действительности вообще. Ведь нельзя же относиться к современному «обществу спектакля» со всей серьёзностью… Так и выступления коллег Олега Крошкина на открытии выставки «Взгляд», которое состоялось 12 августа, отличались настроением весьма приподнятым. Причём ирония заключалась в осознании того, что лишь небольшое число современников может адекватно воспринять искусство юбиляра выставки во всей его широте и глубине, в принципе, как и искусство любого другого стоящего художника.

Крошкин, абстракция, Корженевский

О. Крошкин. Насквозь. 2016 г.

Таким образом, и у Феликса Гумена, и у Александра Малея, поздравлявших Олега Крошкина, звучала общеизвестная фраза Остапа Бендера «как художник художнику», из экранизации знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова режиссёром Марком Захаровым. А Феликс Гумен привёл прославленную цитату дословно:

Все помнят слова, обращённые Остапом Бендером к Ипполиту Воробьянинову: «Киса, давно хотел вас спросить, как художник художника: вы рисовать умеете?» И действительно, Олег Крошкин умеет замечательно рисовать.

Гумен, Крошкин, Витебск, живопись

Феликс Гумен и Олег Крошкин. Фото Георгия Корженевского

Александр Малей обратился к воспоминаниям из давних лет учёбы в витебском худграфе, говоря о дипломной работе Олега Крошкина, выполненной в 1972 году. Уже тогда, по его словам, она отличалась известного рода новаторством, ярким образным решением, динамикой борьбы, фундаментальностью, монументальностью, и не вписывалась в привычные рамки.

Малей, Крошкин, Витебск, живопись

Александр Малей и Олег Крошкин. Фото Георгия Корженевского

Немногим менее двух лет прошло с открытия нашумевшей персональной выставки художника «Cherchez la femme» в Арт-центре Марка Шагала. Она послужила поводом для бурных комментариев и жёсткой полемики в информационных порталах. Тогда Олег Крошкин акцентированно представил одну из граней собственного творчества, для которой характерны эротизм, утверждение радости чувственной стороны бытия, восхваление женской природы как источника удовольствия, гармонии и красоты. Разумеется, не обошлось и без ироничных стрел, когда в духе Ларри Флинта происходило противопоставление секса и войны, конечно же, в пользу первого. Картина «Советский воин» не вызвала тогда энтузиазма у просоветски и имперски настроенных зрителей, и на «Взгляде» ожидалась подобная тематика.

Крошкин, воин, живопись, Корженевский

О. Крошкин. Советский воин. 2014 г.

Тем не менее, «Взгляд» посвящён исключительно творческой гносеологии художника, хотя и определённые эротические темы здесь присутствуют. Так, центральной картиной в общей экспозиции выставки является прославленная «Большая Витебская Обнажённая».

Крошкин, Витебск, эротизм, живопись, Корженевский

О. Крошкин. Большая Витебская Обнажённая. 2014 г.

Есть также работы, вызвавшие социальную дискуссию и вопросы политико-идеологического характера, такие как «Leben». Некоторые посетители интересовались друг у друга: «А что, это только у них есть жизнь?» Но, конечно же, само содержание картины выходит далеко за пределы актуальной политики…

Крошкин, Leben, жизнь, живопись, Корженевский

О. Крошкин. Leben. 2016 г.

На открытии выставки об Олеге Крошкине говорили как о художнике, которому помимо иных качеств, присущи такие отнюдь не бесполезные черты, как творческие хулиганство и брутальность. Однако подобного рода определения в известной степени ограничены. То, что воспринимается в данном ракурсе, является выражением внутренней свободы живописца, его независимости от фарисейской морали и социально-политической конъюнктуры. Не зря Олег Крошкин называет себя не-гламурным художником, то есть он не подвержен гипнозу и диктату «моды» в самом обобщённом смысле данного понятия. Потому совершенно прав был Феликс Гумен, когда говорил, что его коллеге присуще «лица необщее выражение»:

Олег Крошкин всегда прислушивался к внутреннему голосу, на что способен не каждый. Он себе позволил это… Он позволил себе самовыражаться.

Крошкин, Витебск, живопись

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского