В нынешний Международный День Молчания мы поговорим о необычном: о реальной множественности полов, ведь эта тема является запретной для религиозных фундаменталистов и идеологических морализаторов.
Международный День Молчания, проводимый 3 мая, является ежегодной акцией публичного ненасильственного протеста. Она призвана обратить внимание широких кругов общества на замалчивание различных форм дискриминации, насилия и преступлений, обусловленных ненавистью по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. То есть по отношению ко всем, чья природа выходит за пределы нормативных представлений, укоренённых в общественное сознание. Трагические последствия такой нетерпимости известны во всём мире, не обошли они и Беларусь, о чём рассказывал «Витебский курьер».
Ранее мы также освещали деятельность активистов проекта «MAKEOUT» и квир-проекта «DOTUK. Адукацыя і мастацтва», знакомили читателей с персоналиями. Напомним, что понятие «квир» (от англ. queer) универсально, оно объединяет всех, кто не вписывается в общепринятую систему половой и гендерной идентификации, и более того, находятся принципиально вне каких-либо устойчивых самоотождествлений. Гендер, в отличие от биологического пола, подчёркивает социальную сущность пола и зависимость «мужского» и «женского» начал в обществе от сложившихся нормативных ролей.
Иногда дело доходит до того, что согласно утверждениям определённых представителей феминизма, различия в статусе «мужского» и «женского» вообще не имеют никакой биологической природы и являются лишь достоянием социальной интерпретации. Что, конечно же, отдаёт вульгарным социологизмом и несправедливо по отношению к природе, где доминирующая фигура самца не является вымышленной. Хотя в ряде видов – и самки… И тут мы должны перейти к самому интересному: несмотря на любые социальные интерпретации, среди человечества, даже без наличия намёков на вторичные половые признаки, рождаются представители мужского и женского пола, имеющие отношение к нему лишь номинальное.
Дело даже не в сексуальной ориентации. Человек с гомосексуальными склонностями может и вовсе не выглядеть женственно, как это часто вульгарно представляют. Достаточно вспомнить фундаментальный образ великого актёра Жана Маре. То же касается и лесбиянок, многим из которых женственность отнюдь не является чуждой. И те, и другие могут являться психологически стопроцентными мужчинами и женщинами и не выходить за пределы человеческой природы. Этот выход мы видим, когда физический и внутренний пол не совпадают. И здесь мы переходим к метафизическому гендеру.
Согласно монотеистическим источникам, человеком преимущественно является именно мужчина. Женщина была создана Яхве уже после того, как был сотворён мужчина, и то лишь потому, что «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Именно мужчина является выражением «человеческой матрицы», которая исчерпывающе представлена в каббалистической фигуре Адама Кадмона. Что же касается женщины, во все века монотеистической истории не оставалось никаких сомнений в её вторичной роли, и единственная её функция, за которой признавалось значение безусловно сакральное – это рождение потомства. Вся полнота исторических и религиозных деяний принадлежала мужчине. Так, спустя неисчислимые столетия после Адама, апостол Павел пишет в своём Послании к Римлянам:
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Рим. 11: 3).
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Рим. 11: 7 – 10).
И здесь можно вспомнить о достопочтенном каббалистическом образе Лилит, которая, согласно некоторым эзотерическим источникам, и являлась тем «змеем», сыгравшим ключевую роль в искушении Адама и Евы. Сыны и дочери Лилит, проникающие в человеческую реальность, как раз и предстают для консервативного сознания антиподами человечества со всеми соответствующими «девиациями» их внутренней природы. И чем в большей степени определённая культура подчинена образу и идее «человеческой матрицы», тем агрессивнее внутри неё подавляется всё, что воспринимается как отклонение.
Итак, мужчина и женщина в их консервативных проявлениях совершенно соответствуют замыслу Яхве. Другое дело, когда мы сталкиваемся с мужчинами, в которых проявлена женская природа, и женщинами, соответственно, с мужской природой. С точки зрения чистого монотеизма – это девиация, хотя в ряде восточных традиций, равно как и в афро-карибских, да и в западных языческих, к таким проявлениям относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Так, в индонезийской традиции Биссу выделяют 5 полов. Кроме мужчин и женщин есть «калалай» (женщины с мужской природой) и «калабай» (мужчины с женской природой), а в качестве вершины гендерной пирамиды – сами жрецы Биссу, имеющие качества всех четырёх полов. В известном смысле западное понятие «квир» может быть применимо к данным жрецам. Разумеется, ко всем 5-ти полам в этой традиции адекватное отношение, хотя, разумеется, человеческими считаются только два.
На картинке ниже читатели могут увидеть кадр из фильма «Третий пол», снятого телеканалом «National Geographic». Здесь представлена гендерная структура в соответствии с религией Биссу. Слева направо это будут мужчина, калабай, биссу, женщина, калалай. Абсолютно мирное и гармоничное сосуществование различных возможностей, к чему и следует относиться позитивно, находясь уже практически в глобальном общемировом пространстве. Что ещё важно в плане гармонии: ни калабай, ни калалай, не проявляют стремления анатомически менять свой пол, и ощущают себя совершенно самодостаточными, хотя и не принадлежа человеческому фактору. Физические условия нахождения в мире человеческой формы не предполагают столь богатого различения на внешнем, материальном уровне, однако метафизически отличия выражены совершенно определённо.
Но даже если мы сосредоточимся на женской природе в её классических проявлениях, то увидим два совсем разных типа, сходных лишь анатомически. Первый обычно называют материнским, это выражение того, что именуют Природой Порождающей. Другой в известном смысле определяем влияниями той самой Лилит, и содержит в себе авантюрные и страстные качества. Один из глубочайших психологов в истории развития этой дисциплины Отто Вейнингер давал довольно брутальную характеристику данного разделения, классифицируя два женских типа как «женщину-мать» и «женщину-проститутку». Правда, с куда большей симпатией относился ко второй… Картина Ивана Крамского «Неизвестная» в совершенстве передаёт этот второй тип, а образы палеолитических Венер, конечно же, предельно соотносятся с выражением природы женщины-матери и той функции, которая была определена для неё в соответствии с волей Яхве.
И ещё один гендерный тип, связанный с трансцендентальными планами бытия, стоит выделить. Это агендер, отсутствие половой идентификации как таковой, что особенно в случае связи с асексуальностью может засвидетельствовать об ангелической природе. Действительно, ангелы, согласно традиционной теологии, не имеют пола, и об асексуалах даже мельком упоминается в Новом Завете, хотя преимущество отдаётся тем, кто приложил все усилия к борьбе со своей плотью:
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19: 11 – 12).
Очевидно, что полноценная картина гендерных различий куда богаче любых нормативных рамок, которые навязываются сознанию людей многими нынешними религиозными институтами и консервативно ориентированными политическими идеологиями. Фактор толерантного отношения ко всей множественности форм гендерных идентификаций является показателем общественной эволюции в отличие от проявляющихся тенденций загнать человечество обратно в «новое старое Средневековье». Признание за каждым права на свободное следование собственной внутренней природе будет предполагать возможность для любого эволюционирующего существа обретения и своей наилучшей реализации в этом мире.