Пенсионная реформа в Беларуси: есть минусы, но есть и плюсы

и как это будет

Фото: knews.kg

Фото: knews.kg

11 апреля 2016 года свершилось то, что белорусы активно обсуждали в последние несколько месяцев: президент подписал указ о повышении пенсионного возраста. Безусловно, население с негодованием восприняло это нововведение, однако власти утверждают, что не все так плохо и для применения данной меры имеются все основания. Подробнее о пенсионной реформе, а также о цифрах в сфере пенсионных затрат рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков корреспонденту БелТА.

1. С 1 января 2017 года пенсионный возраст повышается для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет (повышение будет происходить раз в год на 6 месяцев).

2. Согласно указу, сохранена 5-летняя разница пенсионных порогов для мужчин и женщин. Как отметил замминистра, при выборе данного варианта власти ориентировались на Конституцию, а также на некоторые положения национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Кроме того, наблюдается постепенное увеличение продолжительности жизни мужчин, поэтому сокращать гендерный возрастной порог власти отказались.

3. Ежегодно пенсионная реформа будет затрагивать около 100 тыс. человек.

4. Вот как будет работать нововведение на практике:

– для женщин

Дата рождения Время выхода на пенсию
период с 1 января по 30 июня 1962 года с июля по декабрь 2017 года
период с 1 июля по 31 декабря 1962 года с июля по декабрь 2018 года
период с 1 января по 30 июня 1963 года с июля по декабрь 2019 года
период с 1 июля по 31 декабря 1963 года с июля по декабрь 2020 года
период с 1 января по 30 июня 1964 года с июля по декабрь 2021 года
период с 1 июля по 31 декабря 1964 года с июля по декабрь 2022 года

– для мужчин

Дата рождения Время выхода на пенсию
период с 1 января по 30 июня 1957 года с июля по декабрь 2017 года
период с 1 июля по 31 декабря 1957 года с июля по декабрь 2018 года
период с 1 января по 30 июня 1958 года с июля по декабрь 2019 года
период с 1 июля по 31 декабря 1958 года с июля по декабрь 2020 года
период с 1 января по 30 июня 1959 года с июля по декабрь 2021 года
период с 1 июля по 31 декабря 1959 года с июля по декабрь 2022 года

При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если работник просрочит свое обращение, то право на пенсию ему будет предоставлено через 6 месяцев, т.е. с учетом нового роста пенсионного возраста.

5. На сегодняшний день в стране 2 млн. 354 тыс. пенсионеров, ежегодно их количество увеличивается более чем на 40 тыс. человек.

К 2018 году в Беларуси могло бы быть 2 млн. 445 тыс. пенсионеров, на выплату пенсий которым пришлось бы дополнительно изыскать 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение. В 2019 году на пенсии понадобилось бы уже больше дополнительных денежных средств – 5,2% от сегодняшних пенсионных расходов, а в 2020-м – 6,9%.

6. По мере роста пенсионного возраста будет в соответствующем размере увеличиваться и предпенсионный возраст (на данный момент для женщин он составляет 53 года, для мужчин – 58 лет).

Замминистра отметил, что возрастные границы охранных норм для работников предпенсионного возраста также увеличатся. Например, согласно указу № 180 контракты с мужчинами и женщинами этой категории должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

7. Повышение пенсионного возраста не приведет к напряженности на рынке труда, поскольку ранее большинство пенсионеров после назначения пенсии и так продолжали работать. В среднем люди оставались в «рабочем» состоянии еще 5 лет после достижения возраста Х. Сегодня трудятся 663 тыс. пенсионеров, или 25% от их общей численности.

Продолжают работать
женщины мужчины
Первый год после назначения пенсии 68% более 50%
Пятый год после назначения пенсии 40% 30%

Валерий Ковальков добавил, что в соответствии с указом № 78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств, что позволит также избежать «трудовой напряженности».

8. Действующие пенсионные льготы сохранятся. В частности, это касается льгот по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст льготников будет увеличиваться соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста.

9. Ожидаются следующие результаты от повышения пенсионного возраста:

– численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 млн. человек);

– число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%);

– удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).

10. Замминистра подчеркнул, что белорусская пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям:

– соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40%. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ);

– постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня – менее 1%;

– на выплату пенсий в последние годы направляется около 10% ВВП, что сопоставимо со средними расходами в развитых государствах.

11. Одной из главных причин, подтолкнувших власть к увеличению пенсионного возраста, стало изменение демографической ситуации в стране за последние годы, а именно:

– выросло количество пенсионеров. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения «подскочил» с 13,6% (1960 год) почти до 25% (2015 год). К 2030 году он составит 30%.

– снизилась численность населения в трудоспособном возрасте. С 2017 по 2020 годы численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста). Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер.

– ярко выражена позитивная тенденция роста продолжительности жизни в Беларуси.

С учетом данных показателей власти считают, что важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и «зафиксировать» (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий и избежать чрезмерной нагрузки на молодое поколение по содержанию пенсионеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *