Начало воздушных полетов над Витебском

О первых дореволюционных полетах над Витебском, о людях-птицах и витебском аэроклубе, первом в стране.

Сегодня отмечается Международный день гражданской авиации

Полет на воздушном шаре и падение в Двину. Гибель Древницкого

Июль 1893 года. В Витебске выступает один из первых русских парашютистов Станислав Древницкий. На глазах изумленной публики он поднимается на воздушном шаре, наполненном газом, на высоту 300 метров. А затем, отделившись от подвешенной снизу трапеции, плавно опускается на парашюте прямо… в Западную Двину. На этот раз все обошлось вполне благополучно. Оказавшийся неподалеку лодочник, оправившись от первого испуга, успел все-таки вытянуть храбреца из воды. Но не знал тогда мокрый, но счастливый покоритель воздуха, что спустя ровно два года на выступлениях в Витебске несчастье все-таки произойдет.

2(14) июля 1895 года Древницкий, как обычно, выполнял свой очередной, 124-й прыжок. Оторвавшись от земли, огромный шар почему-то наклонился и тут же зацепился за столб, на взлетной полосе. Раздался треск ткани, и из разорванной оболочки повалили клубы дыма (шар надувался дымом от сжигаемой соломы). Однако шар все равно поднимался вверх. На высоте около 20 метров аэронавт неожиданно сорвался с трапеции и упал.

К нему бросились из толпы. Среди публики оказалось немало врачей. Однако, несмотря на все их старания, парашютиста не удалось даже привести в чувство. И спустя несколько часов 34-летний покоритель воздуха умер. Во время этих гастролей вместе со Станиславом Древницким выступали его брат Юзеф и жена третьего брата Альфреда – Ольга. Это был дебют Ольги Бобровской, которая стала первой женщиной-парашютисткой.

Воздушный шар .Источник:strizhi.ru

Воздушный шар .Источник: strizhi.ru

Первые самолеты в небе над Витебском

Александр Алексеевич Васильев (1881-1918) юрист по профессии. Весной 1910 года, впервые увидев в небе самолет, решил стать летчиком. Учился в школе Блерио одновременно с Г. Пиотровским, а диплом летчика № 192 получил за десять дней до него. Обладая высоким мастерством пилотирования, Васильев в течение нескольких лет совершал показательные публичные полеты во многих городах России, занимал призовые места на соревнованиях. Александр Алексеевич одним из первых освоил петлю Нестерова и другие фигуры высшего пилотажа. В декабре 1910 г. совершил беспосадочный перелет Елисаветполь-Тифлис (200 км). Но наибольшую популярность ему принесла победа в групповом перелете Петербург-Москва. Из десяти летчиков, стартовавших 23 июля (5 августа) в столице, до финиша долетел только А. Васильев.

12(25) июня 1911 года витебляне увидели в небе над городом первый самолет. Толпы людей собрались на большой площадке в районе Гуторовщины (район от Смоленского рынка правее нынешней улицы Гагарина и до кирпичного завода), где один из первых русских летчиков Александр Васильев совершил на легком аэроплане «Блерио»несколько кругов над Витебском.

Моноплан Блерио.Источник: uldelo,ru

Моноплан Блерио.Источник: uldelo,ru

Вот как описывал это событие репортер газеты«Витебские губернские ведомости»:

Летун надел свой костюм, сел на свою стальную птицу и после небольшого разбега оторвался от земли и плавно понесся в высоту. Слышны были крики удивления и восхищения. Взгляды всех направились за птицей-человеком.

Первый полет самолета над Витебском продолжался всего семь минут. Он проходил на высоте около 300 метров и вызвал такие восторги горожан, что Васильева упросили повторно выступить. Назавтра «летун» вновь поднялся в небо, и его второй полет, который собрал еще больше людей, продолжался на несколько минут дольше. Это чуть не привело к аварии. Пилоту пришлось совершить вынужденную посадку на небольшой площадке неподалеку от железнодорожной станции.

Авиатор А.Васильев в самолете. Источник:encyclopedia.mil.ru

Авиатор А.Васильев в самолете. Источник:encyclopedia.mil.ru

В Витебске побывали, так сказать, транзитом, и многие другие известные русские летчики.

11 (24) мая 1914 года По пути перелета Киев-Гатчина в Витебске остановился летчик Петр Николаевич Нестеров. Сделав посадку в Витебске в половине десятого утра и отдохнув два часа, в 11 часов 30 минут снова отправился в полёт до станции Городок.

Летчик П. Нестеров. Источник:peoles.ru

Летчик П. Нестеров. Источник:peoles.ru

В 14 часов 30 минут Нестеров поднялся в воздух с Городокского аэродрома, но здесь произошла неприятность, едва не заставившая отказаться от перелета: испортился маслопровод, и смазка прекратилась. Пришлось сделать посадку в трех верстах от Городка.

Исправление потребовало трех часов. Поскольку посадка была совершена на такую маленькую площадку, с которой взлетать вдвоем было рискованно, Нестеров вернулся обратно в Городок без механика, а Нелидову пришлось пройти эти три версты пешком. И только в 18 часов 20 минут они смогли снова подняться из Городка и продолжить свой рекордный перелет.

Нестеров возле самолета Ньюпор.Источник:encyclopedia.ru

Нестеров возле самолета Ньюпор.Источник: encyclopedia.ru

Прошло чуть больше месяца, и 16(29) июля 1914 года один из первых отечественных тяжелых самолетов «Илья Муромец» совершил перелет по маршруту Петербург-Киев-Петербург. В нем принял участие большой экипаж, состоявший из четырех человек: создателя самолета и руководителя полета Игоря Сикорского (будущего гражданина США и знаменитого конструктора вертолетов), бортмеханика В.Панасюка, штурмана Г. Лаврова и второго пилота X. Прусиса. Огромная по тем временам машина (площадь поверхностей — 182 м2, вес — 4,5 тонны) стартовала с Корпусного аэродрома в Петербурге в начале второго часа ночи. На борт взяли почти 1,5 тонны груза — бензин, машинное масло, инструменты, провизия, теплая одежда и так  далее.

В 8 часов 40 минут мы пролетели над Витебском на высоте 1200 метров. Там мы скинули аэрограмму, — рассказывал о полете И. Сикорский. — Вскоре после Витебска начало качать. Впрочем, это не затрудняло полета… Наконец, около 9 часов 35 минут мы подошли к Орше и стали спускаться. Около 10 часов утра «Илья Муромец»благополучно спустился на поле около Орши.

Преодолев расстояние более чем 700 километров за 8 часов и 3 минуты, русские летчики установили мировой рекорд беспересадочного полета.
озвращаясь из Киева в Петербург, «Илья Муромец»в 8 часов утра пролетел над Могилевом. Над Оршей на высоте 1300 метров летчики сбросили аэрограмму с приветствием жителям этого города. В 9 часов 30 минут самолет уже прошел над Витебском, а затем, достигнув высоты 1500 метров, и над Городком.

Cамолет Илья Муромец в 1913 году. Источник:syl,ru

Cамолет Илья Муромец в 1913 году. Источник:syl,ru

 

 

Полеты над Витебском в советское время

Неоднократно упоминается Витебск и в успешных делах советских покорителей неба. Так, 16-30 сентября 1922 года через город на Западной Двине проходил маршрут выдающегося перелета Москва-Смоленск-Витебск-Гомель-Одесса-Харьков-Серпухов-Москва протяженностью 3600 км. Этот перелет летчик Б.Белинг совершил за 22 часа 30 минут.

В этом же году над Витебском на авиетке пролетел известный советский летчик Евгений Гвайта. Герой гражданской войны, он закупал по поручению советского правительства в Англии несколько одноместных самолетов-бипланов с мотором мощностью 35 л. с. На одном из них летчик решил возвратиться на родину. Стартовав 9 июня 1922 года, он расстояние в 2755 км прошел за 23 летных часа, преодолев пролив, Францию, Голландию и Германию. 26 июня Е. Гвайта намеревался достичь границ Советской России. И вот наконец под крыльями авиетки показались окрестности и кварталы Витебска.

Только тот, кто пробыл в Европе долго, поймет, как я себя чувствовал, когда машину обступили крестьяне, пригородные рабочие, витебская детвора, — писал впоследствии летчик. — Здесь я был дома!Самолет Авро с перелета Лондон- Москва летчика Гвайты.Источник:aviaforum.ru

Самолет «Авро» с перелета Лондон- Москва летчика Гвайты. Источник: aviaforum.ru

Витебский аэроклуб — первый в Беларуси

Витебский аэроклуб имени А. К. Горовца ДОСААФ — старейший в стране. В начале января 1931 года по предложению Центрального совета Осоавиахима БССР в Витебске начали создавать первую в республике школу по подготовке пилотов для гражданской авиации. В пятнадцати километрах от города, около деревни Куковячино, выбрали площадку для аэродрома. 5 сентября 1931 года состоялся первый выпуск специалистов — 15 летчиков для гражданской авиации. И сразу Витебская школа пилотов стала базой для развития всей аэроклубной работы в Белоруссии.

В 1933 году в школе уже насчитывалось семь самолетов У‑1 и четыре У‑2. В том же году ее реорганизовали в аэроклуб, куда вошли планерная школа и парашютная станция облсовета Осоавиахима. В апреле 1936 года здесь организовали курсы по подготовке летчиков‑инструкторов и инструкторов‑парашютистов. На них проходили подготовку пилоты-планеристы, инструкторы-летчики и парашютисты.

В 1938 году аэроклуб перешел на двухгодичную программу обучения пилотов, началась подготовка авиационных техников, мотористов, летчиков‑наблюдателей, воздушных стрелков. В 1939 году Витебский аэроклуб выпустил 187 пилотов самолета У‑2, 60 летчиков‑наблюдателей, 60 воздушных стрелков, десятки авиационных техников и мотористов.

Шестнадцать воспитанников Витебского аэроклуба были удостоены звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные во время войн и военных конфликтов. Спортсмены этой авторитетной организации неоднократно становились чемпионами мира и победителями престижных международных соревнований.
На базе Витебского аэроклуба проводились чемпионаты Беларуси, Советского Союза, а в 1978 году — чемпионат мира по вертолетному спорту, в котором участвовали команды СССР, Венгрии, Польши, Германии, Англии и США.

На аэродроме в Куковячино. Источник: vitobldosaaf.by

На аэродроме в Куковячино. Источник: vitobldosaaf.by

И по сей день Витебск по праву считается столицей вертолетного спорта. На аэродроме Куковячино проходят все чемпионаты республики по этому виду.