Суд над политзаключенным беларуским художником Алесем Пушкиным власти решили сделалать закрытым. Об этом сообщают правозащитники. Данное решение приняла судья Елена Шилько.
Рассмотрение дела началось сегодня в Минском городском суде.
Художнику и популяризатору беларуской культуры инкриминируют две статьи УК:
- ч. 3 ст. 130 («Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни»),
- ст. 370 («Надругательство над государственными символами»).
Художник Алесь Пушкин отказался писать прошение о помиловании.
Алесь Пушкин несколько лет прожил в Витебске. По окончании института получил распределение на работу в витебском Художественном комбинате. Со временем, найдя помещение под собственную мастерскую, занялся подготовкой выставки «Соц-арт. Декларативное искусство». Выставке предшествовали перформансы «7 ноября», «Витебск за решёткой», «Весна», «Вольность», «Любовь». Очередной манифест соц-арта был продекларирован 25 марта 1991 года, в День Воли, когда Алесь Пушкин совершил следующий перформанс: проехал по Витебску под звуки духового оркестра на осле, с голубем в руках. Далее голубь был выпущен со словами: «Он принесёт нам свободу!».
23 марта 1993 года в Витебске художник открыл одну из первых в стране частных некоммерческих галерей современного искусства «У Пушкина», которая просуществовала до 1997 года. Галерея занимала площадь около 50 квадратных метров и располагалась недалеко от Музея Марка Шагала. Также Алесь Пушкин оформлял сцену и был автором эскизов костюмов к 7 Международному фестивалю современной хореографии, (Витебск, 1994 год). Занимался сценографией в Беларуском драматическом театре имени Якуба Коласа. Оформил спектакли «Король Лир» У. Шекспира (режиссёр В. Маслюк, 1993-94), «Фрёкен Юлия» Ю. А. Стриндберга (режиссёр А. Гришкевич, 1997) и «Полковнику никто не пишет» Г. Г. Маркеса (2001).
Параллельно деятельности в Витебске осуществлял реставрацию и обновление храмовых росписей в могилёвском Костёле Святого Станислава (ныне Собор Успения Девы Марии). В настоящее время некоторые фрески удалены по политическим мотивам. Героями росписи выступали многие известные беларуские политические и церковные деятели, в том числе опальный Зенон Позняк, сообщает wikipedia.org.
В 1996 году сделал монументальные росписи стен православной церкви в родной деревне Бобр, восстановленной после разрушения в 1936 году. В этой церкви в 1997 году Алесь Пушкин обвенчался со своей женой Яниной. Тематика росписи в эпизоде Судный день вновь носила политическую окраску. По правую руку Христа были нарисованы праведники, по левую — грешники. Ангел трубил в горн. Лица грешников имели сходство с реальными людьми, а именно с митрополитом Филаретом и Александром Лукашенко. После того, как фреску показали в телепрограмме РТР «Вести недели» в 2005 году, церковные власти направили в Бобр протоиерея Минской епархии Николая Коржича, под надзором которого скандальная часть росписи стены была замазана. Эта деревянная церковь после освящения её митрополитом Филаретом сгорела 17 февраля 2011 года.
Читайте также: Организатору культурных мероприятий из Витебска Владимиру Булавскому опять дали сутки