Мама двух учеников: «И как вообще безграмотный человек может преподавать в школе?!»

Беларусь

однозначного ответа нет?

В рамках спецпроекта «Обратная сторона медали» «Салідарнасць» опубликовала письмо, которое пришло в редакцию от матери двух школьников.

«Дорогая редакция! Вы много внимания уделяете проблемам нашего образования, в том числе школьному. В нашей семье двое школьников, поэтому я хотела бы поделиться некоторыми своими наблюдениями. Возможно, на фоне других имеющихся в нашем образовании проблем, эта не самая актуальная, но все же, думаю, игнорировать ее тоже нельзя.

Речь о грамотности многих наших учителей. Я сейчас не о знании ими предмета или умении доносить необходимые знания, а именно о способности писать и говорить без ошибок. Когда я отдавала своего старшего сына в одну из минских школ, то, честно говоря, даже не подозревала, что такая проблема вообще может существовать.

Я сама филолог по образованию, потому очень чутко реагирую на неправильное ударение в словах, искаженные формы и не могу не замечать ошибок при письме. Это происходит непроизвольно. Но одно дело, когда я слышу от дворника «не ложите тудой» (правильность его речи — его личные проблемы), и совсем другое, когда это произносит учитель твоего ребенка. Тот человек, который призван научить!

А ведь именно такую фразу я услышала от педагога начальных классов. Причем, повторюсь, столичной школы в благополучном районе. Сначала я не поверила. Думала, послышалось. Но учительница повторила эту фразу громче, а потом позвала детей «сюдой» и сказала им «одеть шапки». И это педагог с большим стажем.

Были и другие ситуации. Так, на родительском собрании я выяснила, что наша учительница не умеет склонять слово «математика». На доске ее рукой специально для родителей было выведено: «Принести тетради по математикИ».

С одной стороны, конечно, можно было пойти пожаловаться руководству школы и попросить заменить учителя на другого. Но дело в том, что наш педагог считается одной из лучших. И, справедливости ради скажу, — дети ее действительно любят, а знания, необходимые для начального класса, она все же дает.

Во-вторых, встает вопрос: а на кого заменить? Когда в первый класс пошел мой второй сын, я поняла, что это не проблема какого-то конкретного педагога, а общая. Теперь вот регулярно читаю в группе в Вайбере просьбы от учителя «поучаВствовать в сборе макулатуры» или принести к празднику «шумАвые инструменты: марОкаССы и друг.». То есть нет даже попытки воспользоваться в телефоне автозаменой слов! Я уже не говорю про правила сокращений и знаки препинания — это уже высший уровень сложности.

А что же в средней и старшей школе? Как правило, коммуникация родителей с учителями там не такая активная, как в начальной. Если с классной еще как-то поддерживается связь (в этом смысле моему старшему ребенку повезло, поскольку его классная — учитель русского языка), то о предметниках мы чаще можем судить лишь со слов детей. И надо сказать, они не всегда возвышенные.

Знаю, что в школе смеются над географом, который вместо «смысл» говорит «смысел», а компьютер называет «компутером». Доводилось читать и переписку с некоторыми учителями-предметниками. И, скажу я вам, ошибок там иногда больше, чем делают ученики. А сколько всего мы еще не знаем!

О каком авторитете учителя, даже если он великолепный специалист в предмете, можно говорить, если дети банально смеются над его речевыми ошибками. Да и как вообще безграмотный человек может преподавать в школе?!

Признаюсь, у меня нет конкретного ответа, что со всем этим делать. Понятно, что уволить всех безграмотных было бы безумством — так недолго и без учителей остаться. Но, может, следовало бы увеличить количество часов по русскому и белорусскому языкам в педагогических вузах или проводить какие-то тренинги в школах, дополнить этими предметами курсы повышения квалификации.

В конце концов, давайте просто обратим на эту проблему внимание. Может, кто-то из учителей, прочитав статью, посмотрит на себя со стороны, а в следующий раз, сев писать очередное сообщение родителям или детям, возьмет в руки словарь или просто скачает себе урок «Говорим правильно».

Да, мы все не идеальны, мы все делаем ошибки (и не только грамматические). Но давайте попробуем все же делать их меньше, особенно, когда речь заходит о наших детях».

Трудно быть филологом. И почему шутка про свободную кассу МакДональдса, которая всегда ждет своего филолога, уже не смешна.

Как я работала воспитателем в одном детском садике Витебска. Жизнь без правил и права на ошибку.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. SВіктар

    Грамотность речи – вещь относительная. “Непричёсанные” слова и речевые конструкции – это в некотором смысле как неприглядные штампы, усвоенные человеком в детстве, юности и своевременно неисправленные образованием. Понятно, что представителей некоторых профессий это не то что не красит, а выставляет в невыгодном свете. Но это же лишний раз напоминает о том, что люди, скажем так, развиты по-разному. Для филолога вполне могут быть раздражителем ошибки в правописании и пунктуации, особенно откровенное пренебрежение последним. С другой стороны, среди тех же математиков вполне найдутся те, кто искренне сожалеет о том, что математику как предмет не сдают (обычно) при поступлении в ВУЗы на гуманитарные специальности).
    Обратить внимание учителя на свои проблемы, конечно, можно, важно лишь не навредить при этом ему. И себе соответственно. Заменить можно, если есть кем и этот “кем” стоит того. Если учитель учит исправно и при этом дети ещё довольны, это уже неплохо.
    На грамотность как на фактор развития стоит обращать внимание. Другое дело, с какой целью. Ведь если человек школу закончил достаточно давно, его упрёком можно задеть и тем самым невольно вывести диалог совсем не туда, куда хотелось бы.
    Ещё обстоятельство, которое часто незаметно – современный формат общения между людьми. Это письменные сообщения через соц. сети, на форумах, блогах и т.д.. Это значит, что то самое, невербальное, то, что не передаётся текстом и не контролируемое в онлайн-режиме, просто выпадает. Мы воспринимаем людей через их текстовые послания). Соответственно, склоняемся к оценке человека через то, что он и как пишет. В свою очередь, бывает, когда нужно высказаться (а точнее, отписаться) по какой-либо теме обсуждения или просто общаясь, людям становится свойственным и даже удобным упрощать письмо – пренебречь знаками препинания, махнуть рукой на вопрос о том, как правильнее написать. Мы всё дальше от тех времён, когда писать что-то – это или диктант на экзамене, или письмо куда-нибудь в газету. Когда невольно нужно было сконцентрироваться на правильности той же письменной речи. Сегодня писать что-то для многих – это стучать по клавиатуре, реагируя на что-либо). И письмо как инструмент у многих упрощается, деградирует.
    На курсы повышения грамотности и т.д. можно отправлять, но вряд ли педагог в зрелом возрасте будет предрасположен понимать эту необходимость. А если ещё у него загруженность как у тягловой лошади…

    Ответить
  2. Юлия

    Согласна со статьей. Я не филолог, но все слова приведеные в ней “режут слух”. Причеши валасЫ, подними нагу, лажи сюда, дай ваду, на витрине тартЫ, ты мне позвОнишь, езжай с горки и тд и тп. Это все из той же оперы.

    Ответить