Как экологи «воюют» за забор на границе Беларуси. Чем ограждение может быть опасно для природы?

Авторские статьи
7 месяцев переписки и более 15 запросов, но государственные структуры так и не услышали экологическую общественность

Мы уже рассказывали о том, что экологическую общественность беспокоит появление сетчатого заграждения в зоне государственной границы Республики Беларусь со странами Балтии и Украины. По мнению экологов, при малой эффективности заграждения как охранного элемента, оно может нанести вред окружающей среде.
Предполагалось, что сетчатый забор будет пересекать около 19 особо охраняемых природных территорий, а через некоторые из них оно уже проведено. Впервые экологи обратили внимание на этот проект в октябре 2018 года.
Как экологи «воюют» за забор на границе Беларуси. Чем ограждение может быть опасно для природы?
Сетчатый забор на островецком участке “Сорочанских озер”. Фото “Зеленого дозора”

Попытка экологической общественности, в том числе движения «Зелёный Дозор», ОО «Экодом», учреждения «Центр этического отношения к природе», прояснить судьбу проекта «рубеж охраны» длилась около 7 месяцев. В государственные органы было направлено более 15 запросов и предложений. По вопросу «рубежа охраны» экологическая общественность дважды встречалась с представителями Госпогранкомитета (ГПК).

Однако, как рассказал нам Игорь Пастухов, региональный координатор экодвижения «Зеленый дозор», полученные ответы не прояснили ситуацию и вызвали еще больше вопросов.

В процессе переписок с государственными структурами, достигшей более 15 запросов и предложений, круг замкнулся в треугольнике ГПК, Минприроды и НАН. При этом все указывало на ГПК как заказчика проекта и НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам как его исполнителя.

Раньше экологи обращали внимание, что в заграждении недостаточно проходов для животных, и назвали вырубаемую для установки зону в 15-20 метров неоправданно большой.

Ознакомиться с проектом ОВОС для «рубежа охраны» в его незасекреченной части экологам также не удалось.

1. Какой орган проводил оценку воздействия «рубежа охраны» на окружающую среду (ОВОС)? 

В официальном ответе экологам Научно-практического центра Национальной Академии Наук Беларуси по биоресурсам от 31.01.19 указано, что информация по ОВОС находится в компетенции ГПК, а сама организация не обладает полной информацией по «рубежу охраны» и занималась только разработкой проекта для сигнализационной системы. 

Как экологи «воюют» за забор на границе Беларуси. Чем ограждение может быть опасно для природы?
Фрагмент из официального ответа НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, предоставленного Игорем Пасутховым

По словам Игоря Пастухова, до этого на встрече с представителями ГПК было сказано, что сетчатое ограждение и сигнализационная система являются неделимыми частями одного проекта. Претензий к безопасности оптоволоконного кабеля для природы у экологов не было.

Ранее, в ответе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22.11.2018, полученного после выезда комиссии на место, также указывалось, что заграждение не является отдельным сооружением, а проект ОВОС для «рубежа охраны» был разработан в том числе НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам.

Как экологи «воюют» за забор на границе Беларуси. Чем ограждение может быть опасно для природы?
Часть ответа, предоставленного экологами в Минприроды от 22.11.2018. Предоставлен Игорем Пастуховым

2. Какие ООПТ уже затронуты строительством заграждения?  

Из ответа, полученного 28.01.2019 на обращение в ГПК, стало известно, что сейчас заграждение строят в границах республиканского водно-болотного заказника «Белый Мох» и республиканского ландшафтного заказника «Радостовский». Заграждения на территории других особо охраняемых природных территориях органами пограничной службы пока не планируются.

Игорь Пастухов прокомментировал ответ ГПК :

Однако проект уже реализован и принят самими же пограничниками на части Украинского и Прибалтийского приграничья, включая их ООПТ. Эту информацию  подтвердили представители ГПК на ноябрьской встрече с общественностью, эту информацию подтверждают наши экоактивисты на местах. Раньше намерения проложить заграждение и сигнализацию по Поставскому региону, включая два ООПТ «Лынтупский биологический заказник» и «Водно-болотный заказник Вилейты», нам подтвердили в ответе ГПК от 14 сентября 2018 года. 

Как экологи «воюют» за забор на границе Беларуси. Чем ограждение может быть опасно для природы?
Ответ ГПК от 14 сентября 2018 года. Предоставлен Игорем Пастуховым

Исходя из ответа от 28.01.2019, строительство на территории «Сорочанских озер» было временно приостановлено до завершения подготовки ОВОС. Ранее, из ответа Минприроды от 22.11.2018, экологам стало известно, что проектная документация на строительство в заказнике «Сорочанские озера» не разрабатывалась, а участок в Островецком районе (пограничный пост «Кемелишки») получил положительное заключение экологической экспертизы от 22 августа 2018 года.

Как экологи «воюют» за забор на границе Беларуси. Чем ограждение может быть опасно для природы?
Часть ответа, предоставленного экологами в Минприроды от 22.11.2018. Предоставлен Игорем Пастуховым

Общая площадь земельных  участков, изъятых в интересах органов пограничной службы для установки заграждения, составила около 50 га. При этом сведениями о размерах ООПТ, «отгораживаемых» от линии границы, пограничные службы не располагают, такие измерения не проводились. В ГПК подчеркнули, что положения об указанных заказниках допускают строительство, если это связано с деятельностью по установлению, содержанию и охране государственной границы.

По мнению экологической общественности, сроки выполнения экспертиз и сроки строительства расходятся, как прокомментировал Игорь Пастухов:

В НАН признают что проект для «Сорочанских озер» сделан в 2018 году. Это же подтверждается и ответом ГПК. Однако, работы по установке заграждения в ООПТ «Сорочанские озера» и «Белый Мох» начались с 2010 года (расчистка и вырубка леса), и активно продолжились в 2014 году (вырубка и распахивание территории, выравнивание почвы, установка столбов под заграждение). В 2017-2018 годах участок «Сорочанских озер» уже был сдан в эксплуатацию вместе с погранзаставой «Островецкая». Как, до выполнения ОВОС и заключения государственной экологической экспертизы от 22.08.2018?  Ранее Минприроды получало сведения о строительстве в ООПТ «Сорочанские озера» от экообщественности в 2018 и 2019 годах. 
Как экологи «воюют» за забор на границе Беларуси. Чем ограждение может быть опасно для природы?
Заказник “Сорочанские озера”. Фото Игоря Пастухова

3. Сколько убытков принесет строительство заграждения?

Информацию об убытках, понесенных из-за строительства заграждения, в ГПК не смогли предоставить, указав, что по закону органы пограничной службы освобождаются от возмещения убытков, причиненных землепользователям из-за изъятия земельных участков из лесного фонда для строительства, и от компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания.

По словам Игоря Пастухова, если для охраны границы привлекают современную систему сигнализации с цифровой начинкой и подготовленные маневренные группы, то экологам неясно, зачем же нужен забор с вырубленной-вспаханной полосой в 15-20 метров, который нарушит целостность экосистем, разрежет последние сохранившиеся лесные массивы региона, изувечит ландшафт и пейзаж особо охраняемых природных территорий.

К сожалению, государственные структуры не услышали экологическую общественность. Вероятно, это заинтересует международные правовые организации и Орхусский центр, что не придаст Беларуси имиджа государства, исполняющего принятые обязательства в части сохранения окружающей среды и участия граждан в решениях по проектам, оказывающим воздействие на окружающую среду. 

Подробнее о вопросах, которые экологическая общественность обсуждала на встречах с представителями Госпогранкомитета, можно узнать на нашем сайте.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий