Тридцать лет фильму «Асса». 10 легенд, почему фильм вошел в историю

В мире

а вы помните?

1 апреля исполняется 30 лет со дня премьеры «Ассы» Сергея Соловьева — фильма, который во многом определил творчество и самого режиссера, и сыгравших в нем актеров, став одним из самых ярких символов перестройки.

Тридцать лет фильму «Асса». 10 легенд, почему фильм вошел в историю
У московского ДК МЭЛЗ перед премьерным показом «Ассы», 24 марта 1988 года
Александр Чумичев и Александр Шогин / ТАСС

Кинокритик Антон Долин разбирал для meduza.io «Ассу» по частям и рассказал, как именно Татьяна Друбич, мальчик Бананан и песня «Перемен!» вошли в историю.

1. Название

Поразительным был сам факт — в прокат СССР выходит фильм, название которого необъяснимо. Междометие «Асса» звучит в одной из первых реплик картины, но его смысловое наполнение остается неясным (вспоминается и восклицание из традиционного кавказского танца). Написание «АССА» наводит на мысль, что перед нами аббревиатура, — это отчасти подтверждается словами исполнителя главной роли Сергея Бугаева: согласно одной из версий, он предложил для слова «АССА» расшифровку «Автор Соловьев Сергей Александрович». И в то же время утверждал, что «Асса» — усеченное название портвейна «Массандра», которым съемочная группа злоупотребляла в Ялте.

2. Соловьев

Режиссеру перевалило за сорок, он был респектабельным позднесоветским автором, создателем экранизаций Пушкина и Горького, участником Венецианского фестиваля, даже поработал над копродукцией с Японией. Его перерождение было шокирующим для всех (возможно, не исключая самого Соловьева). Свобода, коллажность, абсурдизм, драйв — все это с тех пор стало неотъемлемыми чертами режиссерского почерка Соловьева, особенно заметными в следующих двух фильмах перестроечной трилогии: «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом».

3. Друбич

Из предыдущих картин Соловьева в фильм «Асса», кроме выдающегося оператора Павла Лебешева, перешла только 27-летняя Татьяна Друбич — на тот момент жена режиссера (у него она сыграла свою прорывную роль в «Ста днях после детства», тогда ей было 14 лет), одна из самых красивых и загадочных актрис советского кино и по совместительству врач-эндокринолог. Ее героиня Алика, недовольная своим именем (которое позаимствовали у Алики Смеховой), работает в обычной поликлинике. Оттуда ее и «спасает» богатый и влиятельный Крымов.

4. Говорухин

До Соловьева его коллега по режиссерскому цеху Станислав Говорухин играл в кино крайне редко; по-настоящему его актерское дарование оценила только Кира Муратова, снявшая его в драме «Среди серых камней». У Соловьева, вероятно, лучшая его роль. Сыгранный им Крымов — впервые явившийся герой нового поколения: обаятельный, самоуверенный, циничный и жестокий барыга-супермен. Он легко кладет на лопатки представителей ослабшей правоохранительной системы (его «пасут» милиция и КГБ), но погибает от несчастной любви.

5. Бананан

Соперник Крымова за любовь Алики — ресторанный музыкант, бездельник и романтик, называющий себя «мальчиком Банананом» (псевдоним взят из песни Юрия Чернавского и Владимира Матецкого, которая исполняется в фильме). И он тоже — абсолютно новый, не признающий никаких иерархий герой, которому свобода важнее жизни. Друг и коллега Сергея Курехина, музыкант и художник Сергей «Африка» Бугаев стал актером у Соловьева благодаря рекомендации Бориса Гребенщикова. С тех пор он снялся еще в нескольких картинах, был помощником депутата Госдумы Юрия Щекочихина и доверенным лицом Владимира Путина, представлял Россию на Венецианской биеннале, выпускал книги, проводил выставки.

6. Контемпорари-арт

Бугаев — не единственный художник, принявший участие в создании картины. «Асса» — первый советский фильм, в котором демонстрируются артефакты подпольного московского концептуализма (в частности, созданные группой «Гнездо» объекты «Труба коммуникации» и «Железный занавес»). Также на экране появляется участвовавший в художественном оформлении фильма Тимур Новиков, влиятельный ленинградский авангардист. Отдельного упоминания заслуживают экспериментальные видеоработы — два сна мальчика Бананана.

7. Саундтрек

Но, конечно, главную сенсацию произвел не сюжет, кастинг или арт-объекты, а музыка к фильму. Автором саундтрека стал лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, кроме его собственных песен в картине звучат еще «Кино» и «Браво». Пластинка «Асса» пользовалась как минимум не меньшим спросом, чем фильм.

8. История

«Фильм в фильме» — экранизация фрагментов книги знаменитого историка и писателя Натана Эйдельмана «Грань веков», посвященных убийству Павла I. Книгу по сюжету читает Крымов, и сцены из современной жизни перемежаются сюрреалистически-тщательными костюмными эпизодами. Их символический смысл очевиден: во-первых, смена исторических эпох, во-вторых, предсказание грядущего — в современном пласте фильма — убийства. Текст от автора читает сам Эйдельман, один из множества «не-актеров» в картине.

9. Крым

Действие происходит вне сезона в опустевшей Ялте, будто забывшей о привычной курортной атмосфере. Угрожающе холодное море, оставленные туристами пансионаты, гастроли театра лилипутов, ставки на ипподроме — из этих причудливых элементов складывается мир фильма, предельно не похожего на советскую реальность. Скорее, это «чудесная страна» из песни «Браво», мечтающая о том, чтобы когда-нибудь стать «городом золотым» из спетой Гребенщиковым песни Алексея Хвостенко.

10. Перемен!

Виктор Цой в 1987-м появился на экране впервые (не считая короткометражек) и дважды — в документальном «Роке» и здесь. В обоих случаях он, вроде бы, играл самого себя. Однако «Асса», в которой Соловьев неожиданно делает лидера «Кино» главным героем эпилога, имеет дело не столько с реальным музыкантом, сколько с обобщенным образом. Невозмутимый вестник, он является будто прямиком из будущего, чтобы от лица поколения потребовать «Перемен!» — так называется звучащая на финальных титрах вещь, моментально превратившаяся в главную песню Цоя. Первые куплеты звучат в пустом ялтинском ресторане, последние снимались во время концерта «Кино» в Зеленом театре в Москве, где перемен жаждут не только сами музыканты, но и многотысячная аудитория. Этой песней кинематограф провожал уходящий СССР.

В 2015 году к 25-летию со дня смерти Виктора Цоя  великолепный видеоподарок всем поклонникам звезды по имени Цой преподнес Александр Серебряков, показав при этом мастер-класс монтажа. А вы узнаете всех персонажей этого клипа? Смотреть здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Макс

    А вас медуза не засудит за копирование без ссылок на оригинал?

    Ответить
    1. Ольга Витебская

      Макс, большое спасибо за беспокойство (без иронии). Но ссылочка там есть под первым фото. «Медуза» делает классные тексты, потому это копипаст полный.

      Ответить