Как начинался синематограф в Витебске

История

«Французская артиллерия на параде», «Купающиеся негры» и «Скачка с препятствиями» в Витебской духовной семинарии

После того как в 1895 году в Париже братья Люмьер продемонстрировали знаменитое «Прибытие поезда», триумфальное шествие синематографа началось по всему миру.

Как начинался синематограф в Витебске
Аппарат «Синематограф» братьев Люмьер, с помощью которого можно было снимать движущиеся предметы и проецировать снятое на экран. Фото H.Babout

Принято считать, что первый киносеанс в нашем городе состоялся 15 (по старому стилю 3) февраля в помещении яхт-клуба. Эта информация долгие годы не вызывала сомнений и вошла в историю, как начало кинопроката в Витебске.

Однако в 2013 году заместитель директора по научной работе Витебского краеведческого музея Валерий Алексеевич Шишанов в газете «Витебские губернские ведомости» от 5 февраля 1898 года в статье «Последние сеансы синематографа» нашел сведения, которые расходятся с устоявшимся мнением.

В четверг, 29 января, в зале яхт-клуба состоялся сеанс синематографа, который в афише объявлен был последним. Зрителей на этот раз собралось очень много, и все они остались довольны исполнения картин. Особенно понравились и были повторены, по требованию публики, картины «Французская артиллерия на параде», «Купающиеся негры», «Женское междоусобие», «Моменталист», «Диана», «Купальня», «Испанский национальный танец», «В Мейланде», «Скачка с препятствиями».

25 января (по старому летоисчислению) фильмы демонстрировали в зале духовной семинарии в присутствии его преосвященства епископа Александра, 27 января – в военном собрании и 28 – в мужской гимназии, а 30-го числа – в женской гимназии.

Начальствующие лица этих заведений, как и совет Военного собрания, удостоили владельца аппарата синематографа господина Катина письменных одобрений.

По желанию публики был назначен еще один сеанс синематографа в яхт-клубе на 1 февраля по значительно уменьшенным ценам,и, кроме того, последовало приглашение дать сеанс для воспитанников мужского и женского духовных училищ.

Таким образом, первый киносеанс в Витебске состоялся 5 февраля (по новому стилю) 1898 года, и не в яхт-клубе, здание которого не сохранилось, а в духовной семинарии.

Как начинался синематограф в Витебске
Витебская духовная семинария (слева от Успенского собора). Открытка начала XX века. Фото из фондов областного краеведческого музея

Как сообщает Валерий Алексеевич, показ фильмов в присутствии епископа был не случаен – требовалось заручится одобрением церкви. Поскольку, если судить по названиям, некоторые из фильмов по нормам того времени были довольно фривольными.

Кстати, статья в «Витебских губернских ведомостях» интересна еще и тем, что называет фамилию первого кинопрокатчика в Витебске – господина Катина. Прежде бытовало мнение, что синематограф привез в Витебск разъездной агент братьев Люмьер – Феликс Месгиш. Однако в России появились уже собственные владельцы аппаратов известных французов, стремящиеся всячески доказать свою добросовестность и заручиться рекомендациями и положительными отзывами.

Публика на сеансах кинематографа была весьма пестрой. Посмотреть кинопоказы приходили и люди высшего сословия, и ремесленники, и рабочие, и крестьяне, и интеллигенты. Первые сеансы кинематографа воспринимались как удивительный, необъяснимый по своей природе аттракцион.

Как начинался синематограф в Витебске
Фото носит иллюстративный характер russiainphoto.ru

Оценки кинематографу давались самые разные. Просвещенная публика не сразу поверила в возможности кинематографа, тогда как среди простого народа он был воспринят с восхищением. Привлекательность нового вида развлечения состояла в том, что кинематограф дарил людям радость общения с новым видом зрелища, а также позволял расширять свои познания о самых разных сферах жизни.

У публики просмотры небольших «синематографических снимков», длившихся по 1-1,5 минуте, вызывали смешанные чувства: недоумения, восхищения перед тем, что невозможно объяснить, общий восторг, желание смотреть «живые картины» вновь и вновь.

Об одном из первых кинематографических сеансах вспоминал писатель Глеб Пушкарев:

Все с волнением ждут открытия занавеса, но его нет: перед сценой большое белое пятно вроде простыни и все. Волнений, переживаний, догадок на час, а известно, что весь сеанс продлится только десять минут… Места не нумерованы. Как обычно, в театре первые места предоставлены дамам и детям.

Что-то зашумело, заворочалось в конце зала, и на полотно ярко отразился снег, поле, далекие кустики берез и через полотно издали железнодорожные рельсы.

Зал замер. Трещит аппарат. Все взоры прикованы к полотну, и вдруг… далеко, далеко, дальше берез, появляется небольшое пятнышко. Что это? Не разобрать. Пятнышко растет, приближается, вот поднялось над ним облачко пара. Это же паровоз, поезд… Он все ближе и ближе. Видны вагоны. Паровоз доходит до берез, направляется прямо в зал. Он растет с потрясающей быстротой, он мчится прямо в зал, на людей, сидящих в первом ряду. Он так стремителен, что теперь его уже не остановишь, он ворвется в зал и сокрушит все, от него уже нет спасения… Еще миг… В зале крики ужаса. Первые ряды зрителей срываются с мест и с плачем, ревом, устремляются в двери из зала, кем-то предусмотрительно открытые.

Первые кинопрограммы составлялись из нескольких коротких лент разных жанров: видовых, хроника событийных, реже – игровых. Продолжительность сеансов первоначально не превышала 10 минут, но год от года она увеличивалась и в среднем составляла 40 минут. И только с 1910 году на экранах стали появляться полнометражные картины.

Напомним, в 1910 году в Витебске было пять кинотеатров, а уже в 1987 целых восемь. А секреты Дома кино можно увидеть здесь.

 

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий