Човны, шкуты, струги. Почему Двина в Витебске такая мелкая?

и что еще мы знаем о нашей реке

Интересные исторические факты про Западную Двину рассказал главный специалист главного управления культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Денис Юрчак.

Что нам известно про Западную Двину?

Общая длина реки составляет 1020 километров и протекает она по территории Беларуси (328 километров), России (325 километров) и Латвии (367 километров).

Среди особенностей Западной Двины можно выделить: валуны, пороги, песчаные отмели, острова и выступы.

Про валуны в Двине писал в своей книге «Река Западная Двина» Алексей Сапунов. Интересные факты про знаменитого краеведа можно узнать здесь.

Алексей Парфёнович отмечал, что валунов в реке всегда было много, немало их и сегодня, особенно на некоторых участках.

Валуны на Западной Двине. Фото yurchak.bloger.by

Когда несколько лет назад историки Денис Юрчак и Анатолий Дулов решили вдвоем на надувной лодке спуститься по Двине, чтобы запечатлеть объекты, которые окажутся в зоне затопления в связи со строительством ГЭС, они даже не думали, что река может быть настолько мелкой. В некоторых местах им даже пришлось идти по ней пешком.

Анатолий Дулов посредине Западной Двины. Фото yurchak.bloger.by

Всего историки в рамках проекта «Двина Сапунова» совершили четыре водных похода летом 2014 и 2015 годов, прошли около 70 километров, а некоторые сделанные тогда снимки были продемонстрированы во время лекции в областной библиотеке.

Остров на Двине. Фото yurchak.bloger.by

Один из интереснейших островов на Западной Двине – Замковый остров в городе Дисна, на котором сохранились валы Нижнего замка. Как рассказал Денис Валерьевич, местные жители сегодня активно используют остров для хозяйственных нужд: каждую весну отвозят туда коров, на лодках плавают их доить, а осенью привозят обратно.

А что касается выступов в реку, которые тоже встречаются на Западной Двине, то их создавали сами люди, чтобы углубить фарватер, направив потоки воды в одно место.

Во время заплыва по Западной Двине. Фото yurchak.bloger.by

Рыба в Западной Двине

Раньше в нашей реке была форель и много угря. Угорь встречается и сегодня, но довольно редко. А как данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в Западной Двине водился осетр, можно прочитать здесь.

Путь «Из варяг в греки»

Про то, что как раз Витебск находился на пути из «варяг в греки», мы уже писали. Но есть и еще не мало интересных фактов.

В 1605 году из Витебска в Ригу направились 46 струг (вид речного судна) и 8 плотов. В середине 18 века в год по Двине спускались 200-300 струг, в 1793 году – 895 струг, а в 1812 году – 1506 барок и струг, 256 шкутов (грузовые суда), 66 загруженных плотов и 672 плота.

Самое большое количество судов на Западной Двине отмечалось в 1856 году – 9959 судов и 1919 плотов. Начиная с этого года, торговля по Двине шла уже не столь активно, что, в первую очередь, связано с появлением железной дороги.

Какие суда ходили по Двине?

Когда река стала активно использоваться в торговле, на Двине появились драккары. Как они выглядели, можно было увидеть во время фестиваля «Рубон», который проходил в Полоцке в начале сентября.

Полоцкие пейзажи. Фото Анастасии Вереск

С 14 века на Двине встречаются струги – плоскодонные суда длиной до 38 метров, шириной 10-11 метров и грузоподъемностью 130-160 тонн. Тащить их обратно из Риги в Витебск было тяжело и невыгодно, путь занимал порядка четырех месяцев, приходилось привлекать огромное количество людей, потому чаще всего эти суда в Риге продавали на дрова.

Полуструги были приблизительно в два раза меньше по размеру, поэтому их волоком тащили обратно. Участвовать в этом могли до пятидесяти человек, а лесники  прорубали кустарники вдоль реки.

Еще один тип судов, которые встречались на Западной Двине, шкуны (или шкуты). Они использовались до 1848 года. Шкуты также были плоскодонными. Чаще всего на них плавали до порогов под Ригой, затем товар перегружали в лодки, а шкуны тянули обратно. Как правило, команда судна состояла из 40-45 человек, а на обратной дороге – из 112, из которых сто были лямочниками, двое – лесниками, а четверо – рулевыми. Маленькие шкуны сплавляли сразу в Ригу.

Устье Витьбы. Успенский собор. Акварель Юзефа Пешки, начало XIX вв. Фото evitebsk.com

Также на Двине использовались човны (небольшие суда с парусом) и лайбы (лодки до 10, а затем до 18 метров в длину). С середины 19 века их заменили шкуны.

А вот лес по Западной Двине сплавляли с помощью плотов.

Река З. Двина. Пристань у Верхне-Набережной. Открытка начала 20 века. Фото evitebsk.com

Последняя лекция курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» была посвящена теме «Витебск – город на Двине». На основе рассказа лектора Светланы Мясоедовой, ведущего архивиста Государственного архив Витебской области, мы уже предлагали узнать, как зарождалось пароходство на Двине и когда произошло крупнейшее кораблекрушение.

Следующая лекция курсов пройдет в четверг, 23 ноября, в областной библиотеке в 18.00.

А интересные факты про Витебскую ГЭС можно узнать здесь.