10 интересных фактов про Двину в Витебске

 

Очередная лекция бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» была посвящена теме «Витебск – город на Двине». Лекторы предложили обсудить значение Западной Двины для развития города, историю формирования главной водной артерии Витебска и ее современное состояние.

Фото Анастасии Вереск

Интересные факты про то, как развивалось пароходство на Западной Двине, рассказала ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.

1. Официальной датой зарождения пароходства в Витебске принято считать 1892 год, когда две частные компании устроили пассажирское сообщение между Витебском и Велижем, затем – Витебском, Полоцком и Двинском (современный  Даугавпилс, Латвия).

2. Устройством сообщения Витебск – Велиж занималась кампания господина Р. Эрмана. Ему принадлежали суда «Двина», «Торопа», «Двинск», «Витебск», «Каспля» и «Межа». По направлению Витебск – Двинск ходили суда пароходства: «Гигант», «Атлет», «Надежда», «Герой», «Силач», «Борец» и «Друя».

3. По данным переписи 1895 года паровой флот Западной Двины состоял из 104 судов. Из них 34 были пассажирскими, 16 – товарно-пассажирскими, 2 – товарными, 45 – буксирными и 7 служебными. 25 судов были колесными, а 79 – винтовыми.

4. Рассчитан был флот на 8 663 пассажира. В качестве топлива использовались дрова и каменный уголь.

5. Крупные суда речного флота были национализированы согласно Декрету СНК РСФСР в начале 1918 года. Вскоре был создан Отдел водных сообщений, который позднее был преобразован в Главное управление водных сообщений. Наша Западная Двина относилась к Северо-Западному управлению Главода с центром в Смоленске. Все суда на реке были маломерными, поэтому национализации не подлежали. Национализированы были суда, принадлежавшие акционерным обществам.

6. Пароходы «Герой», «Борец» и «Надежда» были захвачены немцами в Улле и затоплены в реке Ульянке до верхней палубы вместе с 15 барками, двумя пристанями и плашкоутом (широким несамоходным судном). После ухода немцев сотрудники Витебского районного управления водного транспорта Северо-Западной области при содействии местных жителей подняли пароходы и вылили воду. Суда были в очень плачевном состоянии, на них отсутствовали многие детали, особенно медные, потому пароходы были поставлены на ремонт.

7. Некоторые суда в первую зиму 1918 – 1919 годов остались зимовать там, где завершили свой последний рейс. Жители окрестных деревень частично порубили их на дрова, а весной несколько пароходов были унесены по течению.

Витебск — город на Двине. Фото Аля Покровская

8. Для качественного пароходного сообщения в Витебске остро не хватало квалифицированных специалистов. Начальник отдела эксплуатации судов Владимир Мавричев неоднократно обращался в речные училища и Волжское управление водного транспорта с просьбой направить в Витебск опытных лиц на должность капитанов, но безрезультатно. Тогда руководство Витебского рупвода решило  взять на работу сотрудников дореволюционных пароходств, многим из которых было далеко за 60 лет.

9. В апреле 1919 года началось формирование первой советской флотилии на Западной Двине, один из отрядов которой по инициативе Витебского губернского Военного комиссариата должен был базироваться в Витебске. С лета 1919 года на водных путях реки Западная Двина распоряжались две организации: гражданская и военная. База флотилии размещалась в имении Лукишки при впадении Лучесы в Западную Двину, на самом берегу Западной Двины.

По распоряжению реввоенсовета Западного фронта весь действующий паровой и непаровой флот был передан начальнику западно-двинского отряда Н.Н. Серебренникову, который мог эксплуатировать флот для нужд фронта и по мере возможности использовать его для местных интересов.

Удостоверение капитана парохода «Добрый» Захария Костецкого. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

10. 26 ноября 1919 года Витебский отряд был переименован в Западно-Двинскую флотилию. Суда флотилии должны были наблюдать за обстановкой на Западной Двине и в прибрежной полосе, охранять мосты, перевозить войска, боевое снаряжение, продовольствие, очищать фарватер от мин в районе Витебска и Полоцка. Флотилия также оказывала помощь инженерным частям в наведении мостов через Западную Двину, обстреливала бандитов, срывавших сплав леса.

После подписания мирного договора между РСФСР и Латвией 23 ноября 1920 года флотилия была расформирована.

О чем еще говорили на бесплатных курсах в этот четверг, читайте завтра.

Когда в Витебске появился речной порт, смотрите здесь, а  интересные факты из истории водопровода в Витебске можно узнать здесь.