10 очень интересных фактов про Двину в Витебске

какой была река в XIX веке, сколько по ней ходило судов, про затопленные пароходы и про то, как суда рубили на дрова

Интересные факты про то, как развивалось пароходство на Западной Двине, рассказала ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.

1. Официальной датой зарождения пароходства в Витебске принято считать 1892 год, когда две частные компании устроили пассажирское сообщение между Витебском и Велижем, затем – Витебском, Полоцком и Двинском (современный  Даугавпилс, Латвия).

2. Устройством сообщения Витебск – Велиж занималась кампания господина Р. Эрмана. Ему принадлежали суда «Двина», «Торопа», «Двинск», «Витебск», «Каспля» и «Межа». По направлению Витебск – Двинск ходили суда пароходства: «Гигант», «Атлет», «Надежда», «Герой», «Силач», «Борец» и «Друя».

3. По данным переписи 1895 года паровой флот Западной Двины состоял из 104 судов. Из них 34 были пассажирскими, 16 – товарно-пассажирскими, 2 – товарными, 45 – буксирными и 7 служебными. 25 судов были колесными, а 79 – винтовыми.

4. Рассчитан был флот на 8 663 пассажира. В качестве топлива использовались дрова и каменный уголь.

5. Крупные суда речного флота были национализированы согласно Декрету СНК РСФСР в начале 1918 года. Вскоре был создан Отдел водных сообщений, который позднее был преобразован в Главное управление водных сообщений. Наша Западная Двина относилась к Северо-Западному управлению Главода с центром в Смоленске. Все суда на реке были маломерными, поэтому национализации не подлежали. Национализированы были суда, принадлежавшие акционерным обществам.

6. Пароходы «Герой», «Борец» и «Надежда» были захвачены немцами в Улле и затоплены в реке Ульянке до верхней палубы вместе с 15 барками, двумя пристанями и плашкоутом (широким несамоходным судном). После ухода немцев сотрудники Витебского районного управления водного транспорта Северо-Западной области при содействии местных жителей подняли пароходы и вылили воду. Суда были в очень плачевном состоянии, на них отсутствовали многие детали, особенно медные, потому пароходы были поставлены на ремонт.

7. Некоторые суда в первую зиму 1918 – 1919 годов остались зимовать там, где завершили свой последний рейс. Жители окрестных деревень частично порубили их на дрова, а весной несколько пароходов были унесены по течению.

Витебск — город на Двине. Фото Аля Покровская

8. Для качественного пароходного сообщения в Витебске остро не хватало квалифицированных специалистов. Начальник отдела эксплуатации судов Владимир Мавричев неоднократно обращался в речные училища и Волжское управление водного транспорта с просьбой направить в Витебск опытных лиц на должность капитанов, но безрезультатно. Тогда руководство Витебского рупвода решило  взять на работу сотрудников дореволюционных пароходств, многим из которых было далеко за 60 лет.

9. В апреле 1919 года началось формирование первой советской флотилии на Западной Двине, один из отрядов которой по инициативе Витебского губернского Военного комиссариата должен был базироваться в Витебске. С лета 1919 года на водных путях реки Западная Двина распоряжались две организации: гражданская и военная. База флотилии размещалась в имении Лукишки при впадении Лучесы в Западную Двину, на самом берегу Западной Двины.

По распоряжению реввоенсовета Западного фронта весь действующий паровой и непаровой флот был передан начальнику западно-двинского отряда Н.Н. Серебренникову, который мог эксплуатировать флот для нужд фронта и по мере возможности использовать его для местных интересов.

Удостоверение капитана парохода «Добрый» Захария Костецкого. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

10. 26 ноября 1919 года Витебский отряд был переименован в Западно-Двинскую флотилию. Суда флотилии должны были наблюдать за обстановкой на Западной Двине и в прибрежной полосе, охранять мосты, перевозить войска, боевое снаряжение, продовольствие, очищать фарватер от мин в районе Витебска и Полоцка. Флотилия также оказывала помощь инженерным частям в наведении мостов через Западную Двину, обстреливала бандитов, срывавших сплав леса.

После подписания мирного договора между РСФСР и Латвией 23 ноября 1920 года флотилия была расформирована.

О чем еще говорили на бесплатных курсах в этот четверг, читайте завтра.

Когда в Витебске появился речной порт, смотрите здесь, а  интересные факты из истории водопровода в Витебске можно узнать здесь.

РЕКЛАМА