Константин Брынкуш, классик европейского модернизма, говорил, что незачем писать о его скульптурах, если можно показать их фотографии.
Выставка, открывшаяся 20 сентября в Арт-центре Марка Шагала, словно следует этому напутствию – в экспозиции представлена уникальная коллекция архивных фотоматериалов, иллюстрирующих этапы возведения «Бесконечной колонны» в 1937-1938 годах в румынском городе Тыргу-Жиу.
«Бесконечная колонна» Константина Брынкуша – 30-метровая скульптура из 17 ромбовидных блоков. Нижний элемент колонны словно бы вырастает из земли, а последний, напоминающий чашу, собирает «небесную влагу» и «поддерживает небесный свод».
Фотографии, представленные в экспозиции, были выполнены Штефаном Джеорджеску-Горжаном – румынским инженером, который координировал работы по возведению ансамбля в память жертв Первой мировой войны.
В нашем городе на открытии выставки Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Республике Беларусь Виорела Мошану сказал, что есть такие имена, которые принадлежат всему миру:
Брынкуш и Шагал не могли не сойтись в Париже, этой Мекке искусства, которая притягивала своей огромной художественной силой ярчайших мастеров со всей Европы. Они имели там шанс выразить свой талант, помноженный на новизну и корни тех мест, из которых они пришли. Два гения стали носителями этой прекрасной художественной лаборатории, которая дала мировому искусству новые движения и выражения идей и чувств.
Как отмечают кураторы выставки, в своем творчестве Константин Брынкуш пытался, как и все авангардисты, выразить не саму форму, а ее внутреннюю составляющую, ее изначальный смысл. Для этого скульптор прибегал к текучим формам, стилизации контуров, геометрическим формам, в чем-то схожим с живописным кубизмом. Именно простота и примитивизм форм, достигли в творчестве Брынкуша максимального эффекта.
Ирина Воронова, директор Арт-центра, представляя выставку «Брынкуш и Шагал. Свободные быть собой», отметила, что проект посвящен 130-летию со дня рождения Марка Шагала и 60-летию со дня смерти Константина Брынкуша.
Это два гения модернизма, которые сделали революцию в искусстве 20 века.
Сложно сказать, были ли они знакомы, встречались ли они. Документов, подтверждающих эти факты пока, к сожалению, нет. Но они были в одной среде, в одно время. Это дает нам основание надеяться, что все-таки они были знакомы.
Эта выставка – попытка их соединить, как соединимы они в своем отношении к искусству, в том, что они сказали в искусстве 20 века.
А начальник главного управления культуры Витебского облисполкома Геннадий Егоров напомнил, что в 2017 году отмечается юбилей установления дипотношений между Румынией и Беларусью:
Эта выставка – наше совместное сотрудничество в сфере культуры, искусства, которое, я надеюсь, будет продолжаться и развиваться.
Напомним, посетители Арт-Центра также смогут увидеть документальные фотографии о румынско-белорусской выставке «Оммаж Брынкушу», которая экспонировалась в Музее истории города Минска.
Экспозицию дополняет документальный фильм с редкими кадрами кинохроники 1923 – 1939 годов, запечатлевшей Константина Брынкуша за работой, в мастерской, с друзьями, во время работы по возведению ансамбля «Путь героев».
Добавим, что Константин Брынкуш входит в число тех скульпторов, чьи работы считаются одними из самых дорогих в мире. К примеру, 16 мая 2017 года на торгах Christie’s в Нью-Йорке бронзовый шедевр Брынкуш «La muse endormie» («Спящая муза») был продан за 57,3 миллионов долларов. Финальная стоимость более чем вдвое превысила эстимейт (ценовой ориентир).
Выставка «Брынкуш и Шагал. Свободные быть собой» будет экспонироваться в Арт-центре Марка Шагала (Витебск, ул. Советская, 25) по 8 октября 2017 года.
Стоимость посещения музея: 2 рубля 50 копеек (взрослые), 1 руль 50 копеек (дети и студенты). Дополнительную информацию можно узнать по телефону +375 (212) 48 55 68.
Как мы писали ранее, 19 сентября Международный университет «МИТСО» подписал договоры о сотрудничестве с двумя университетами Румынии – Университетом «Лучиан Блага» в городе Сибиу и Университетом Трансильвании в городе Брашов.