Брынкуш и Шагал. Свободные быть собой

гранды искусства, которые вне обычных категорий логики, вне нашей постоянной склонности к упрощению и которых трудно втиснуть в какие-либо рамки

20 сентября 2017 года в 16.00 в Арт-центре Марка Шагала (Витебск, ул. Советская, 25) состоится открытие выставки архивной и документальной фотографии «Брынкуш и Шагал. Свободные быть собой», организованной Посольством Румынии в Республике Беларусь, Музеем Марка Шагала в Витебске при поддержке Центра исследования творчества Константина Брынкуша города Тыргу-Жиу (Румыния), рассказали в Учреждении культуры «Музей Марка Шагала в Витебске».

2017.07.27_poster1 (1)

Идея выставки возникла благодаря статье французского писателя, мыслителя-эссеиста Бенжамена Фондана (1898 – 1944) «Brancusi suivi de Marc Chagall», в которой автор говорит:

«Искусство Шагала, так же как и творчество Брынкуша, находится вне обычных категорий логики, вне нашей постоянной склонности к упрощению и его трудно втиснуть в какие-либо рамки. Им обоим присуще неодолимое чувство свободы – свободы быть неактуальными, оставаться вне своего времени».

Константин Брынкуш (Бранкузи) (1876 – 1957) – французский скульптор румынского происхождения, один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры, ярчайший представитель парижской школы, имеющий мировое имя в авангардном искусстве ХХ века. Ученик поздних лет Огюста Родена, по масштабу дарования и деятельности его ставят в один ряд с Модильяни, Пикассо и Сезанном. Центральное произведение скульптора – монументальный ансамбль «Путь героев» в городе Тыргу-Жиу, возведённый в 1937-1938 гг. в память о героях, павших в годы Первой мировой войны. Ансамбль включает «Бесконечную колонну», «Стол молчания», «Аллею Стульев» и «Врата поцелуя». В настоящее время ансамбль является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На выставке представлена уникальная коллекция архивных фотоматериалов, иллюстрирующих этапы возведения «Бесконечной колонны» в Тыргу-Жиу. Фотографии были выполнены Штефаном Джеорджеску-Горжаном – румынским инженером, который координировал работы по возведению ансамбля. Экспозицию дополняет документальный фильм с редкими кадрами кинохроники 1923 – 1939 гг., запечатлевшей Константина Брынкуша за работой, в мастерской, с друзьями, во время работы по возведению ансамбля «Путь героев».

Посетители смогут увидеть документальные фотографии о румынско-белорусской выставке «Оммаж Брынкушу», которая экспонировалась в Музее истории города Минска в 2016 г. На выставке были представлены произведения румынских скульпторов, которые продолжают традиции своего великого соотечественника. Автор фотографий – фотокорреспондент, поэт Евгений Песецкий.

На вернисаже прозвучат произведения композитора Эрика Сати – близкого друга Константина Брынкуша, в исполнении солиста Белорусской государственной филармонии Артёма Шаплыко (г. Минск).

Выставка «Брынкуш и Шагал. Свободные быть собой» посвящена 130-летию со дня рождения Марка Шагала и 60-летию со дня смерти Константина Брынкуша.

В открытии примут участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Республике Беларусь Виорел Мошану; солист Белорусской государственной филармонии Артем Шаплыко, фотокорреспондент, поэт Евгений Песецкий.

Выставка будет экспонироваться по 8 октября 2017 года.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Республике Беларусь Виорел Мошану так определяет значимость проекта:

Мы организовываем этот проект, посвященный Константину Брынкушу и Марку Шагалу, не только потому, что мы отмечаем некоторые юбилеи, связанные с их жизненными путями, но и потому что это гранды и в то же время символы румынского и белорусского искусства, особенно известные, как великие мастера мирового искусства. Как одна из центральных фигур современного художественного движения, Константин Брынкуш считается одним из самых влиятельных скульпторов 20-го века. Его называют патриархом современной скульптуры и считают одним из основателей абстрактного стиля. Корни его творчества находятся в традициях, мифах и символике румынского народного творчества, что делает его неразрывной частью нашего национального достояния.

В свою очередь, Марк Шагал шагнул в элиту мирового искусства из Витебска, и его творческий след не мог не быть обусловлен своеобразием родины. Брынкуш и Шагал не могли не сойтись в Париже, этой Мекке искусства, которая притягивала своей огромной художественной силой ярчайших мастеров со всей Европы. Они имели там шанс выразить свой талант, помноженный на новизну и корни тех мест, из которых они пришли. Два гения стали носителями этой прекрасной художественной лаборатории, которая дала мировому искусству новые движения и выражения идей и чувств.

 Дору Стрымбулеску, директор Центра исследования творчества Константина Брынкуша г.Тыргу-Жиу (Румыния):

Брынкуш, со своим монументальным ансамблем из Тыргу-Жиу адресует нас прямо в сакральное пространство и во времена начал, illo tempore, все его творчество становится способом постижения мира. Всякий раз, когда я шагаю от «Стола молчания» к «Бесконечной колонне» я проникаю в сущность вещей. Я постигаю мысли великого скульптора о концепции существования. Это погружение и обретение в самом себе чего-то нового, более глубокого.

Брынкуш заставляет рассматривать сущность! Его творчество обосновывает целостность. Оно ставит человека перед его великими вопросами!

По сути, ансамбль Брынкуша – это не только памятник, посвященный героям, но и акт сотворения, подобный которому божество создало мир и вселенную.

Это единственный способ понять все искусство Брынкуша.