В Витебском художественном музее продолжается выставка «Стенопись XII – XIX веков Спасо-Преображенского храма»
Помимо основных экспонатов на выставке представлены исследовательские и богослужебные книги, открытки XIX – XX веков и части штукатурки с фресковой росписью. Вид одной из открыток с обугленными краями особенно показателен, ибо он свидетельствует о трагическом распаде «связи времён», последовавшем после известных революционных событий столетней давности. Ныне потомки иконописцев, крестьян, революционеров и интеллигенции в Беларуси стараются эту связь восстановить, вот только выходит всё криво и лишь давние артефакты, принадлежащие духовной традиции, ныне заботливо восстанавливаемые реставраторами, красноречиво молчат о тайне, которая для поколений постсоветского общества оказывается полностью утерянной.
В настоящее время, в соответствии с новомодной политической конъюнктурой, в нашей стране принято относить религиозную живопись, подобную представленной на выставке, к «белорусской культуре», а саму св. Евфросинию Полоцкую, икона с частичкой мощей которой есть и в Витебске, определять как стоящую у истоков белорусской государственности и национального самосознания.
И вот подобный взгляд, неоднократно высказывавшийся на церемонии открытия, в метафизическом смысле предстаёт полным обскурантизмом не в меньшей степени, нежели советский атеизм. Конечно же, во времена Евфросинии Полоцкой не только Беларуси, но и России в её современном понимании, будь то в цивилизационном либо в державном, ещё и в проекте не было. И даже живописцы Спасо-Преображенского храма в XIX веке помышляли, разумеется, не о Беларуси, а о выражении чисто религиозных и богословских идей. Мировые религии или конфессии с необходимостью наднациональны, и если в тех или иных частных случаях национальные аспекты проявляются, они оказываются вторичными, что не позволяет осмыслять феномен религиозности в узких национальных рамках.
Строительство Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского женского монастыря было инициировано самой св. Евфросинией Полоцкой в первой половине XII века. Основанный тогда ею монастырь назывался Спасским.
Реставраторам удалось добраться до изначальной фресковой росписи, работы с применением уникальных технологических процессов раскрытия стенописи проходили с начала 1990-х гг. Деятельность реставраторов происходила под эгидой Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, который и представил нынешнюю экспозицию для Витебска. На выставке демонстрируются фрески времён св. Евфросинии Полоцкой, разумеется, в копиях. Однако, чтобы дойти до первоначальной росписи, следовало пройти более поздние слои. Таким образом, реставраторы осуществили отслоение, перенос на постоянную основу и тонировку слоёв стеновой росписи, относящихся к 1834, 1854 и 1885 годам. Фрагменты этих слоёв, представленные в Витебском художественном музее, являются подлинниками.
Само открытие выставки было приурочено к «Славянскому базару в Витебске», экспозиция продолжит свою работу до конца июля.
На церемонии открытия присутствовали видные представители современной культуры Витебщины и Беларуси в целом, и все говорили о грандиозном впечатлении от данного события.
Мы же отметим в очередной раз: подобного рода мероприятия обладают несоизмеримо большим ценностным значением, нежели «попса» в амфитеатре. В таких выставках раскрывается высшее измерение человеческой телеологии, указывающей на космический потенциал человеческого существа.
Живописная манера образцов XII века является византийской, характерной для зрелого Комниновского периода. Что же касается росписей XIX века, в них можно увидеть разные тенденции. В ряде случаев они отходят от традиционного канона и приобретают «литературный» характер, тем самым лишаясь высшего анагогического измерения (греч. ανάγειν – возвышение, и ἀναγογή – возведение) и концентрируясь на лирических и аффективных аспектах жизни религиозной души. Однако встречаются изображения, особенно это касается трансцендентальных сущностей, где, несмотря на вполне светские живописные истоки, метафизическое содержание сохраняется.
Но неизменно выставка «Стенопись XII – XIX веков Спасо-Преображенского храма» оставляет у посетителей неизгладимое впечатление о фундаментальности религиозного сознания и необыкновенном накале переживания мистического, которое было присуще представителям тех эпох.
Также напоминаем, что до 23 июля в Художественном музее экспонируется выставка «Великий Рембрандт», а до 30 июля – экспозиция «Запахи жизни. Чудеса парфюмерии».