«Богословие в красках» из исторического Полоцка

В Витебском художественном музее продолжается выставка «Стенопись XIIXIX веков Спасо-Преображенского храма»

ангел, православие, Корженевский

Ангел. (Из композиции «Страшный Суд»). Фреска Спасо-Преображенской церкви. XII в

Помимо основных экспонатов на выставке представлены исследовательские и богослужебные книги, открытки XIX – XX веков и части штукатурки с фресковой росписью. Вид одной из открыток с обугленными краями особенно показателен, ибо он свидетельствует о трагическом распаде «связи времён», последовавшем после известных революционных событий столетней давности. Ныне потомки иконописцев, крестьян, революционеров и интеллигенции в Беларуси стараются эту связь восстановить, вот только выходит всё криво и лишь давние артефакты, принадлежащие духовной традиции, ныне заботливо восстанавливаемые реставраторами, красноречиво молчат о тайне, которая для поколений постсоветского общества оказывается полностью утерянной.

иконостас, Полоцк, православие, Корженевский

Дореволюционная открытка со следами исторических коллизий

В настоящее время, в соответствии с новомодной политической конъюнктурой, в нашей стране принято относить религиозную живопись, подобную представленной на выставке, к «белорусской культуре», а саму св. Евфросинию Полоцкую, икона с частичкой мощей которой есть и в Витебске, определять как стоящую у истоков белорусской государственности и национального самосознания.

И вот подобный взгляд, неоднократно высказывавшийся на церемонии открытия, в метафизическом смысле предстаёт полным обскурантизмом не в меньшей степени, нежели советский атеизм. Конечно же, во времена Евфросинии Полоцкой не только Беларуси, но и России в её современном понимании, будь то в цивилизационном либо в державном, ещё и в проекте не было. И даже живописцы Спасо-Преображенского храма в XIX веке помышляли, разумеется, не о Беларуси, а о выражении чисто религиозных и богословских идей. Мировые религии или конфессии с необходимостью наднациональны, и если в тех или иных частных случаях национальные аспекты проявляются, они оказываются вторичными, что не позволяет осмыслять феномен религиозности в узких национальных рамках.

Витебск, стенопись, фрески

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Строительство Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского женского монастыря было инициировано самой св. Евфросинией Полоцкой в первой половине XII века. Основанный тогда ею монастырь назывался Спасским.

Реставраторам удалось добраться до изначальной фресковой росписи, работы с применением уникальных технологических процессов раскрытия стенописи проходили с начала 1990-х гг. Деятельность реставраторов происходила под эгидой Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, который и представил нынешнюю экспозицию для Витебска. На выставке демонстрируются фрески времён св. Евфросинии Полоцкой, разумеется, в копиях. Однако, чтобы дойти до первоначальной росписи, следовало пройти более поздние слои. Таким образом, реставраторы осуществили отслоение, перенос на постоянную основу и тонировку слоёв стеновой росписи, относящихся к 1834, 1854 и 1885 годам. Фрагменты этих слоёв, представленные в Витебском художественном музее, являются подлинниками.

фреска, стенопись, Полоцк, православие, Корженевский

Стенопись Спасо-Преображенской церкви. Мученичество святого Игнатия. 1885  год

Само открытие выставки было приурочено к «Славянскому базару в Витебске», экспозиция продолжит свою работу до конца июля.

На церемонии открытия присутствовали видные представители современной культуры Витебщины и Беларуси в целом, и все говорили о грандиозном впечатлении от данного события.

Мы же отметим в очередной раз: подобного рода мероприятия обладают несоизмеримо большим ценностным значением, нежели «попса» в амфитеатре. В таких выставках раскрывается высшее измерение человеческой телеологии, указывающей на космический потенциал человеческого существа.

Попкович, Витебск, фреска, Спас

Поэт, переводчик, педагог Владимир Попкович рядом с фреской XIX века «Спас Нерукотворный». Фото Георгия Корженевского

Живописная манера образцов XII века является византийской, характерной для зрелого Комниновского периода. Что же касается росписей XIX века, в них можно увидеть разные тенденции. В ряде случаев они отходят от традиционного канона и приобретают «литературный» характер, тем самым лишаясь высшего анагогического измерения (греч. ανάγειν – возвышение, и ἀναγογή – возведение) и концентрируясь на лирических и аффективных аспектах жизни религиозной души. Однако встречаются изображения, особенно это касается трансцендентальных сущностей, где, несмотря на вполне светские живописные истоки, метафизическое содержание сохраняется.

Серафим, православие, мистицизм, Полоцк, Корженевский

Стенопись Спасо-Преображенской церкви. Серафим. XIX век

Но неизменно выставка «Стенопись XII – XIX веков Спасо-Преображенского храма» оставляет у посетителей неизгладимое впечатление о фундаментальности религиозного сознания и необыкновенном накале переживания мистического, которое было присуще представителям тех эпох.

Также напоминаем, что до 23 июля в Художественном музее экспонируется выставка «Великий Рембрандт», а до 30 июля – экспозиция «Запахи жизни. Чудеса парфюмерии».