Приближается горячая пара для абитуриентов – сдача централизованного тестирования для поступления в высшие учебные заведения Беларуси. Предлагаем вашему вниманию анализ сенсационной публикации рейтингов школ Витебска и Витебской области по версии Института контроля знаний.
Главный информационный портал страны в конце октября приоткрыл завесу тайны качества образования в стране, опубликовав список учреждений, попавших в топ-100. Эти сведения доступны при нажатии на иконку на карте (слева вверху) с сайта Министерства образования, полностью публикацию можно почитать по ссылке http://news.tut.by/society/421765.html.
Нам остается лишь поблагодарить господина Юрия Зиссера за настойчивость в деле обнародования нужных обществу показателей качества предоставления образовательных услуг учреждениями образования республики. Соглашаясь с выводами журналистов о том, что “рейтинг”, подготовленный чиновниками от образования весьма запутан, противоречив и не надежен в части приводимых сведений, рискнем использовать его для беглого анализа.
Высшая планка среднего балла рейтинга белорусских школ 85,34% (белорусский язык) – низшая 31, 36% (обществоведение). Средние результаты по школам выше и ниже указанных в таблице не представлены.Следует отметить, что высшие позиции рейтинга по ведущим предметам централизованного тестирования занимают учреждения образования города Минска. В первую очередь, это лицей БГУ – 1-я позиция в рейтинге по белорусскому и английскому языкам, математике и физике, биологии и химии, истории Беларуси и обществоведению. Учебное заведение уступает лидирующую позицию только по русскому языку гимназии №1 г. Лиды. Такая ситуация легко объясняется тем, что лицей имеет четкую направленность – готовить своих учеников к сдаче централизованного тестирования по физико-математическому, химико-математическому , химико-биологическому, филологическому и историко-обществоведческому направлениям. 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю позиции рейтинга распределяют между собой в основном гимназии Минска (№ 1, 12, 13, 22, 41, 50, 61), областной лицей Минска, гимназия №1 г. Лиды, гимназия г.Сморгони, гимназия №1 г. Бреста, гимназия №4 г.Гродно, Могилевский обласной лицей №3, , Могилевский лицей “Белорусско-Российский университет”, СШ №6 г. Жодино, гимназия №46 г. Гомеля, Лицей БНТУ.
Интересно, что в 2014 в пятёрку лидеров вошли также две школы Витебской области и одна школа Витебска: 4-я позиция рейтинга по русскому языку – Полоцкая гимназия №1 им. Ф. Скорины (71, 36), 4-я позиция по белорусскому языку – Поставская гимназия (75,50), 5-я позиция рейтинга по английскому языку – гимназия №1 г. Витебска.
В десятке первых позиций по Витебску находятся:
гимназия №8 по биологии (9-я позиция средний балл 68)
гимназия №3 по французскому языку (2-я позиция средний балл 70, 91) и по истории Беларуси (9-я позиция средний балл 59,4)
гимназия №4 по немецкому языку (7-я позиция средний балл 58, 91)
гимназия №1 по английскому языку (5-я позиция средний балл 72,37) и по физике (9-я позиция средний балл 67,89)
гимназия №9 по французскому языку (3-я позиция средний балл 58,91).
В десятке “первых мест” нет витебских школ по таким предметам как русский и белорусский языки (которые в качестве обязательных сдают во все вузы страны), химия, математика и обществоведение.
Общий рейтинг витебских школ по подготовке наших детей к централизованному тестированию выглядит следующим образом:
русский язык
11-я позиция – гимназия №1 (67,79)
28-я позиция – гимназия №8 (65,51)
белорусский язык
78-я позиция – СШ №2 (49,80)
математика
22-я позиция – гимназия №1 (57,27)
81-я позиция – Витебское кадетское училище (40,73)
физика
15-я позиция – гимназия №8 (65,47)
42-е место – Витебское кадетское училище (52, 97)
химия
15-я позиция – гимназия №8 (60,14)
17-я позиция – гимназия №1 (59,42)
53-я позиция – СШ №12 (48,00)
биология
12-я позиция – гимназия №1 (66,59)
19-я позиция – СШ № 12 (63,31)
68-я позиция – СШ № 40 (45,00)
английский язык
34-я позиция – гимназия №2 (64,10)
69-я позиция – СШ № 25 (49,82)
76-я позиция – СШ №29 (48,78)
немецкий язык
7-я позиция – гимназия №4 (58,91)
13-я позиция – СШ № 45 (45,54)
история Беларуси
12-я позиция СШ № 45 (58, 03)
14-я позиция – гимназия №1 (57,42)
33-я позиция СШ № 12 (53,56)
41-я позиция – СШ №3 (52,00)
54-я позиция – гимназия № 2 (48,87)
58-я позиция – гимназия № 8 (48,18)
63-я позиция – гимназия № 9 (46,64)
66-я позиция – СШ № 25 (46,15)
87-я позиция – СШ № 44 (42,50)
обществоведение
19-я позиция – СШ № 44 (49,79)
20-я позиция – СШ № 31 (48,29)
26-я позиция – СШ № 40 (43, 82)
Итак, предметный рейтинг витебских школ по подготовкек централизованному тестированию:
Наглядно диаграмма демонстрирует нам, что лучше всего в Витебске готовят к сдаче теста по истории Беларуси, а хуже всего – по белорусскому языку.
Если говорить про учебные заведения, то картина будет такая (в соответствии с упоминанием учебных заведений Витебска в рейтинге):
Как говорится, решайте сами, где в Витебске и по какому предмету качественно готовят к сдаче централизованного тестирования.
В топ-100 по Витебской области ниже 10-й позиции помещены следующие учебные заведения:
русский язык: Глубокская районная гимназия (16 место – 66,50), Бешенковичская гимназия интернат (30 место – 65,21), СШ №21 г. Глубокое (44 место – 61,58), СШ № 21 г. Орши (50 место – 56,95), Подсвильская СШ Глубокского района (61 место – 53,91), Сш № 17 г. Орши (64 место – 53,52), СШ № 12 г. Новополоцка (81 место – 51,62);
белорусский язык: Глубокская районная гимназия (20 место – 64,94), СШ №3 г. Лепеля (39 место – 59,10, СШ №12 г. Новополоцка (44 место – 56, 69);
математика: гимназия № 17 г. Орши (57 место – 43,47), СШ № 1 г. Лепеля (60 место – 43,11), СШ № 12 г. Новополоцка (80 место – 40,80), СШ № 2 г. Орши (87 место 40,25);
физика: Полоцкая гимназия № 2 (38 место – 58,53), СШ № 27 г. Орши (64 место – 43,55), СШ № 2 г. Орши (43,38), СШ № 14 г. Новополоцка (87 место – 38,27).
химия: СШ № 20 г. Орши (63 место 41,86), Ушачская СШ (65 место – 41,00);
биология: СШ №1 г.п. Шарковщина (65 место – 45,5), СШ № 2 г. Орши (72 место – 44,08), СШ №2 г. Сенно (73 место – 43,92), Ушачская СШ (78 место – 43,5), СШ № 16 г. Полоцка (84 место – 42,71);
английский язык: гимназия № 2 г. Орши (15 место – 68,76), Полоцкая гимназия № 1(21 место – 67,21), СШ № 17 г. Орши (66 место – 50,76);
история Беларуси: СШ № 14 г. Новополоцка (79 место – 43,71).
По официальному комментарию Министерства образования Беларуси по поводу публикации в интернете рейтинга по результатам ЦТ “данные {…} являются закрытыми для широкой общественности”, поскольку «информация не официальная и не предназначалась для широкого опубликования. Она создавалась по заказу некоторых руководителей учреждений образования для специалистов, педагогов и не содержит критерии, которые интересны родителям и учащимся». Утверждение подкрепляется тем, что “каждое учреждение имеет свои задачи по воспитанию и обучению детей. Сами учреждения общего среднего образования различны по своим направлениям деятельности: в одних есть профиль, например физико-математический или лингвистический, в других больше внимания уделяется экологическим дисциплинам, в третьих — танцам или трудовому обучению” и “основная задача школы — подготовить учащегося к началу взрослой жизни, научить учиться. А вот какой путь выберет выпускник — работу, получение дальнейшего образования в профессионально – техническом колледже, среднем специальном или высшем учебном заведении — это уже выбор выпускника” (http://www.interfax.by/news/belarus/1170445).
Совершенно непонятно любому человеку: для чего проводить исследование, чтобы потом его скрывать? А для педагога, работающего в своей профессиональной сфере становится неразрешимой проблема: а где взять итоговый анализ работы? Непонятно, почему ранее Республиканский институт контроля знаний выкладывал в широкий доступ разнообразные рейтинги, типологические данные по тестам, почему теперь это стражайшая тайна и добывать ее нужно только особо доверенным лицам?
Так не потому ли родитель сегодняшнего выпускника перед выбором профессионального пути своего чада задается массой порой неразрешимых вопросов, вытекающих из данной выше цитаты: чему учили моего ребенка в данном учреждении, почему его не подготовили к началу взрослой жизни (не в рамках воспитания, а в рамках образования!), почему не научили учиться?