Оберег, жертва и «намётка»: одно из чудес витебской народной культуры своими глазами

История

как мы справляли старинный обряд в Глубокском районе 

Только один раз в год, проезжая через деревню Папшичи в Глубокском районе, можно стать свидетелем уникального зрелища: люди всех поколений объединяются в процессию и с молитвами несут по дороге белое полотно. Это значит, что вы оказались в Папшичах утром в праздник Сошествия Святого Духа, когда здесь проводят старинный обряд, включенный в список нематериального культурного наследия.

Процессия проходит через всю деревню до кладбища. Фото Анастасии Вереск
Процессия проходит через всю деревню до кладбища. Фото Анастасии Вереск

Традиция под названием «Насіць намётку» такая древняя, что никто уже и не вспомнит, когда она появилась. Одна из участниц обряда, 85-летняя жительница Папшич Ирина, сказала нам так: «намётку» носят уже столько лет, сколько она себя помнит, а до этого ее носили еще гораздо раньше. В советские времена традицию запрещали, а за участие в шествии даже давали штраф, потому что обряд этот церковный, католический.

Ирина, жительница деревни Папшичи. Фото Анастасии Вереск
Ирина, жительница деревни Папшичи. Фото Анастасии Вереск

Увидеть как носят «намётку» на Пятидесятницу можно только в Папшичах, традиция тесно связана с историей самой деревни и является ее оберегом. Когда-то очень давно люди здесь терпели страшные бедствия: пожары и эпидемию тяжелой болезни, которую теперь упоминают как просто «халеру». Чтобы избавиться от бедствий, жители Папшич стали ткать «намётку», с молитвами собирать жертву и относить ее в костел. В те времена ближайшим для них был костел в Мосаре, а это около 11 километров от деревни! Позже необходимость совершать такой путь отпала, когда на местном кладбище построили часовню, и «намётку» стали носить туда.

Во главе процессии несут крест. Фото Анастасии Вереск
Во главе процессии несут крест. Фото Анастасии Вереск
Люди приезжают даже из других городов, чтобы поучаствовать в обряде своей родной деревни. Фото Анастасии Вереск
Люди приезжают из других городов, чтобы поучаствовать в обряде своей родной деревни. Фото Анастасии Вереск

Обряд начинается утром, у придорожного креста собираются местные жители. Женщины трижды поют традиционную песню, потом разворачивают длинное белое полотно, «намётку», на которую бросают жертву, чаще всего деньги.

"Намётку" разворачивают прямо у креста. Фото Анастасии Вереск
“Намётку” разворачивают прямо у креста. Фото Анастасии Вереск
Женщины разворачивают "намётку". Фото Анастасии Вереск
Женщины разворачивают “намётку”. Фото Анастасии Вереск
Раньше полотно было тканым, сейчас его покупают. Фото Анастасии Вереск
Раньше полотно было тканым, сейчас его покупают. Фото Анастасии Вереск
Деньги становятся жертвой костелу. Фото Анастасии Вереск
Деньги становятся жертвой костелу. Фото Анастасии Вереск
Фото Анастасии Вереск
Фото Анастасии Вереск

С молитвами и песнями процессия начинается путь через всю деревню. Впереди всех несут крест, а держать «намётку» по традиции доверяют детям.

Дети тоже обязательно участвуют в обряде. Фото Анастасии Вереск
Дети тоже обязательно участвуют в обряде. Фото Анастасии Вереск
Процессия направляется через всю деревню. Фото Анастасии Вереск
Процессия направляется через всю деревню. Фото Анастасии Вереск
Полотно традиционно несут дети. Фото Анастасии Вереск
Полотно традиционно несут дети. Фото Анастасии Вереск
По дороге женщины поют молитвы. Фото Анастасии Вереск
По дороге женщины поют молитвы. Фото Анастасии Вереск

Кстати, в самом начале пути, молодежь присаживается на дорогу, а полотно проносят над ними – так здесь просят здоровья.

Это тоже своеобразный оберег, на здоровье. Фото Анастасии Вереск
Это тоже своеобразный оберег, на здоровье. Фото Анастасии Вереск

Все, кого процессия встречает на пути, крестятся и тоже кладут на «намётку» жертву, а после также присоединяются к шествию.

Собравшиеся на кладбище тоже кладут жертву на полотно. Фото Анастасии Вереск
Собравшиеся на кладбище тоже кладут жертву на полотно. Фото Анастасии Вереск

Заканчивается обряд на деревенском кладбище, где «намётку» освящают и проходит праздничная служба. Пожертвованные деньги остаются костелу.

У входа на кладбище. Фото Анастасии Вереск
У входа на кладбище. Фото Анастасии Вереск

Обряд «Насіць намётку» является одним из четырех традиций Глубокского района, которые попали в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Зарегистрирован он был около 2014 года. Как пояснила нам сотрудник Глубокского центра традиционной культуры и народного творчества Наталья Владимировна, несмотря на то, что в Папшичах осталось всего около 30 человек, обряд проводится ежегодно. Для того, чтобы посмотреть и поучаствовать в нем, люди готовы приезжать из разных концов Беларуси.

"Наметку"освящают. Фото Анастасии Вереск
“Наметку”освящают. Фото Анастасии Вереск
Во время мессы на кладбище. Фото Анастасии Вереск
Во время мессы на кладбище. Фото Анастасии Вереск

В Глубокском районе существует и еще один обряд, который вскоре может стать частью нематериального культурного наследия: православная традиция «Насіць намётку на Варвару» в деревне Старые Шуневцы. По количеству зарегистрированных «чудес народной культуры» Глубокский район является самым богатым в нашей области, в этот список также включены «Маляваныя дываны Глыбоччыны», старинное блюдо «Масляной баран» и рецепт традиционного ржаного хлеба.

Предлагаем вам познакомится с еще одним обрядом из Витебской области, традицией «женить Терешку», про которую можно прочитать здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий