«Фишки» витебских храмов эпохи модерна

а в какой храм пойдете вы?

Про 6 святых мест в городе, которые не дают забыть историю, мы писали в предшествующей статье. А сегодня отправимся полюбоваться храмами с современными особенностями эпохи модерна.

Архитектура витебских храмов новейшего времени схожа, можно сказать идентична, в следующем:

  • эти храмы трехчастного типа;
  • являют собой примеры подражания архитектуре эпохи модерна;
  • построены с характерной стилизацией под древнерусское зодчество (в первую очередь, под Псковское и Новгородское);
  • поиск новых решений и некоторые эксперименты с формой;
  • обилие геометрических форм и функциональность – под одним объёмом собран целый комплекс построек.

Однако в однотипности эти священные для христиан строения обвинить можно едва ли. У каждого из современных храмов Витебска свой почерк и свои «фишки», делающие каждый из них неповторимым.

Свято-Георгиевский храм (1995)

Обилие геометрических решений видим в Георгиевском храме. Основной его объем – высокий, а барабан и купол – маленькие, подчёркивающие размеры храма.

Коллаж Владимир Борков

Коллаж Владимир Борков

Храм в честь преподобной Ефросинии Полоцкой (2001)

Этот храмотличается с западного фасада колокольней, сильно напоминающей псковскую звонницу. Для усиления эффекта архитекторы сделали соответствующие арочные проёмы. И настоятель благословит повесить в них небольшие колокола, такая колокольня точно переместит нас в древнерусское полное загадок Средневековье. Отличает этот храм и форма купола, получившая название шлемовидной.

Коллаж Владимир Борков

Коллаж Владимир Борков

Храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы (2001)

Захотели свежей и святой водицы? Рядом с храмом священномученика Фаддея Вашу жажду утолит святой чудотворный источник в честь великомученицы Параскевы Пятницы. А два щита при входе в этот храм расскажут, что у него 2 имени – в честь св. Параскевы и св. Фаддея. Тем не менее, рядом с источником во имя той же великомученицы стоит крохотная деревянная часовенка в её же честь.

Коллаж Владимир Борков

Коллаж Владимир Борков

Храм в честь святой мученицы Татианы (2002)

Здесь нюанс в положении колокольни по отношению к остальным частям храма. В поиске новых зодческий решений она смещена от центра влево от трапезной части. Под барабаном купола видим яркие крупные закомары, а оконные проёмы расположены в три яруса. Кровля колокольни имитирует лемех деревянных храмов (подражание деревянным пластинам), а вход в храм находится не с западной, а с южной стороны.

Коллаж Владимир Борков

Коллаж Владимир Борков

Храм в честь святителя Тихона Задонского (2002)

Паперть храма святителя Тихона интересна арочными проёмами. Наблюдаем, как колокольня тоже косит под псковскую звонницу, а копола имеют шлемовидную форму. Направляясь в этот храм на молитву не забудьте, что вход в него тоже с южной стороны:)

Коллаж Владимир Борков

Коллаж Владимир Борков

Храм в честь иконы Божией Матери «Целительница» (2004)

Колокольня и основная часть храма сильно приближены друг к другу в храме иконы «Целительница», так что на трапезную часть остаётся буквально пару метров! А еще в этом храме по благословению настоятеля можно постоять на симпатичном балкончике и полюбоваться закатом…

Храм в честь иконы Божией Матери "Целительница". Фото: Владимир Радюк

Храм в честь иконы Божией Матери “Целительница”. Фото: Владимир Борков

Каждый храм свят, в каждом человек встречается с Богом, черпает благодать и духовную помощь. А человек – живой храм – еще более индивидуален. Одному нравится просторный храм с обилием света и звонкого пения, другому – небольшой и тихий, третьему – с живописными иконами. Дети и взрослые, брутальные мужи и утончённые женщины, аудиалы, визуалы – мы выбираем место молитвы и священника исходя из своих ожиданий и особенностей, а потому и духовный путь у каждого – свой. И чтобы подсказать как избежать нареканий злобных бабушек, а также иметь представление о правилах поведения и посещения храма, можете прочесть здесь.

А в какой храм вскоре пойдёте Вы?


  • Антоний Богоявленский

    К сожалению, Речь Посполитая вносила еще и много католического в зодчество Беларуси.
    Современных строителей витебских храмов с архитектурой модерна можно понять: они ищут новый решений, новых объемов, функциональности. Это плюс. Но порой выходит несколько куце, нагромождённо, скученно – это минус. Такі наш горад – старое і новае, традыцыйнае і сучаснае – пад адным вясновым небам))