Школьная лихорадка, учебники «на коленке» и молитвы о том, чтобы ученики не «накосячили»

Саша Май

и почему молодые педагоги «запариваться» не собираются

Новый министр образования Игорь Карпенко занимает свой пост меньше двух месяцев, а уже успел запомниться сразу несколькими инициативами.

Сколько еще нововедений ждет школу? Фото softomixer.ru

Сколько еще нововведений ждет школу? Фото softomixer.ru

Например, родители и учителя уже обсудили идею о том, что теперь в школу можно будет отдавать пятилетних детей, и высказали свое мнение по поводу шестого рабочего дня.

При этом многие представители сферы образования отмечали, что в школьной системе есть более насущные проблемы, которые требуют разрешения. Какие именно? Об этом мы решили спросить у учителей нашего города.

Анна, учитель гимназии с шестилетним стажем работы:

«Мы сейчас живем в эпоху перемен, когда школу периодически «лихорадит» в связи со всевозможными новшествами. Да вот только изменения вносятся не там, где нужно. На мой взгляд, в первую очередь, поменять бы что-то в отношении классных руководителей, которые просто закопались в бумагах. Кроме всевозможных документов, они должны организовывать походы в театр или музей, проводить подписку, посещать учеников дома. И все время писать и отчитываться. Да они порой уже даже забывают, какой предмет должны вести и физически не успевают нормально подготовиться к уроку. Потом нам говорят: вы не даете детям знания. Зато мы выдаем кучу никому не нужной макулатуры».

Учителям приходится писать огромное количество бумаг. Фото discount57.ru

Учителям приходится писать огромное количество бумаг. Фото discount57.ru

Согласна с коллегой и Ольга, учитель школы с десятилетним стажем работы:

«На классного руководителя «навешали» все, что только можно. А все ради того, чтобы если что найти виноватого. Прогулял ребенок школу – виноват классный руководитель, в семье нелады и родители поссорились – классная не предотвратила конфликт, плохо учится ученик – и снова классный руководитель не досмотрел. И при этом не дай Бог кто-нибудь из учеников пожалуется на учителя в администрацию, или в управление образования, или просто напишет пост у себя на страничке в социальной сети об обидах в школе. 

У нас в системе не ценят учителя как человека и как специалиста. А потом удивляются, что не видят у учителей отдачи. Откуда ей взяться? Это быстро понимает и молодежь, которая приходит работать в школу. Знаете, что я недавно услышала от молодого специалиста: «А я «запариваться» не собираюсь, иначе поседею».

Действительно, нередко случается, что молодые специалисты приходят в школу, отрабатывают положенные два года, и увольняются. При этом, как утверждают наши собеседники, виной тому не столько размер заработной платы, сколько количество обязанностей учителя.

«Вы не представляете, как достали всякие проверки, – рассказала Татьяна, учитель с четырнадцатилетним стажем. – Контролируют тебя люди, которые сами ни дня не работали в школе. Поставить бы их перед классом, в котором нынче по тридцать человек в целях экономии, и посмотреть на их качество знаний.

А самое страшное, что всю ответственность за воспитание детей возложили на школу. Если что случится, то получает директор, завуч по воспитательной работе, классный руководитель и школа в целом. Конечно, если бы со школы сняли ответственность за воспитательный момент и оставили бы только образование, тогда и знания были бы. Но понятно, что этого сделать нельзя, ведь тогда и крайних не будет. Поэтому как ходили мы по домам, так и будем ходить, как молились, чтобы подопечные не «накосячили», так и будем молиться».

Учитель виноват во всем, что происходит с учеником? Фото newfactory.kx

Учитель виноват во всем, что происходит с учеником? Фото newfactory.kx

Недовольны педагоги и качеством учебников, по которым приходится «образовывать» детей.

«Вы видели современные учебники? – рассуждает Наталья, учитель с почти двадцатилетним стажем работы. – Такое чувство, что они написаны просто «на коленке». Чтобы создать хороший учебник, нужна команда профессионалов, людей, непосредственно работающих с детьми. И писать учебники нужно не второпях между составлением отчетов и проверками, а основательно. А потом еще и апробировать, прежде чем запускать в школы. Раньше мы знали фамилии авторов, по учебникам которых учимся. А что сегодня? Скажу прямо, как учитель математики с солидным стажем работы: наши учебники – плохие. Если мы не можем сами придумать лучшие, так разрешите тогда пользоваться, например, прекрасными российскими учебниками. Есть требования, что должен знать и уметь ученик. А как достигнуть этого и с помощью каких учебников, пусть учитель выбирает сам».

Может ли учитель выбирать, по какому учебнику учить детей? Фото delfi.lv

Может ли учитель выбирать, по какому учебнику учить детей? Фото delfi.lv

Несовершенство школьных учебников отмечают не только родители и учителя школы, но и преподаватели вузов. Например, вот что рассказал нам Владимир, преподаватель витебского университета:

 «К сожалению, наши школьные учебники оставляют желать лучшего: пишутся они поспешно, часто академическими учеными совместно с учителями гимназий или методистами из Министерства образования, которые слабо представляют себе среднестатистического учащегося обычной школы. К тому же они не проходят апробацию. О том, как пишутся учебники, может свидетельствовать даже отбор авторов, который проводится на конкурсной основе, но чисто формально. Например, пару лет назад к нам в университет в начале сентября пришла бумага, в которой нас приглашали к участию в конкурсе на написание учебного пособия для школы. На разработку подробной концепции и написание раздела, который необходимо было представить в качестве образца, давалось время до конца октября. При этом от основной работы никто никого не освобождал. Понятно, что в такие сроки разработать концепцию и подготовить качественный, адаптированный для восприятия школьников текст с иллюстрациями, просто невозможно».

Как видно, больше всего учителей волнует качество школьных учебников и количество дополнительной работы, которую приходится выполнять вместо того, чтобы непосредственно заниматься обучением детей. Так, может, пора уже что-то менять в этом направлении?