Как колядуют в Витебске. И вообще, что все это значит

святочные «пугалки» и что делать, если вы повстречали колядовщиков

Рождество открывает нам особенный период, который в народе называют Святки. Раньше это было время для веселья, шумных игр и даже одобренных церковью обрядовых безобразий, таких как колядование. Обычай колядовать на Рождество жив и сегодня, а силами энтузиастов проводится и в Витебске. Узнать больше о том, как выглядит современное колядование нам помогла Станислава, участница любительского  этнографического объединения «Поўня».

Колядовщики из этнографического объединения "Поўня" Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Колядовщики из витебского этнографического объединения “Поўня” Фото из архива «Поўні»

По словам Станиславы, традиционного колядования как такового сейчас нет совсем, даже в деревнях.

Колядовали и в 90-е, и сейчас колядуют, но больше для веселья. Когда-то обряд имел сакральное значение для людей, когда они участвовали, то, верили, что являются именно проводниками между потусторонними силами и живым миром. Колядование было более осознанным. Мы же просто принимаем на себя правила игры: ходим с хорошими побуждениями, чтобы пожелать людям счастья, повеселиться, но все равно не имеем того смысла, что люди раньше закладывали в обряд.

В Витебске участники этнографического объединения колядуют уже около 6-7 лет, иногда это проходило массово, в других случаях – просто просили прийти поиграть в определенный дом.

Колядки в Витебске, 2012 год. Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Колядки в Витебске, 2012 год. Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Мы спрашивали, кому это интересно и ходили к этим людям. Когда колядовали в Гродно, у нас даже было две группы: одна ходила с Козой, другая с Медведем, потому что мы просто не успевали обойти всех, это действительно было все в один вечер. Причем часто получалась такая ситуация, когда мы шли по одному адресу, а нас просили заодно зайти и к другим людям. Нас благодарили и колбасой, и конфетами, даже кидали недоеденный пирог, видимо, последнее уже отдавали. Где только не приходилось выступать: под окнами многоэтажки, в церкви, в «Чердачке». Традиционно выступаем в «Задвинье». 

Колядование - процесс веселый и полный неожиданностей! Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Колядование – процесс веселый и полный неожиданностей! Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Основные компоненты обряда – переодевание, пожелания и песни. Главные герои праздника: Дед, Коза, Медведь, Бусел (божья птица), Мехоноша (человек, который носил мех), Зораноша (человек, который носит звезду). Позже стали появляться Цыгане, Солдаты, когда колядование обрело христианский смысл – Дева Мария, ангелы и другие персонажи.

Зораноша и Бусел. Звезда была очень важна, без нее не ходили колядовать, и для нее выделяли отдельную роль. Фото Анастасии Вереск

Зораноша и Бусел. Звезда была очень важна, без нее не ходили колядовать, и для нее выделяли отдельную роль. Фото Анастасии Вереск

Очень важны были маски и тот момент, что люди переодевались. Колядование – это не христианский обряд, а старый, языческий, там все имело свое значение. Пожелания и обращения были к каждому члену семьи, они произносились отдельно для хозяина, хозяйки, дочки, сына и других.

Для разных регионов Беларуси колядование отличалось в основном песнями, иногда разным был набор персонажей. Обряд хорошо сохранился, его основной сюжет, с Козой и Дедом, был у всех одинаковый. В некоторых районах он сохранял больше христианские черты, в других – языческие.

В определенный момент действия Коза падает и "умирает". Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

В определенный момент действия Коза падает и “умирает”. Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Колядовщики приходили с песнями, потом были обращения к членам семьи, выступали второстепенные персонажи. Дальше Коза падала или в нее стрелял Дед. Ее оплакивали и жалели. Чтобы Коза ожила, ее нужно было одаривать. Она воскресала, все радовались, собирали угощение и уходили.

Козу нужно жалеть, оплакивать и одаривать. Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Козу нужно жалеть, оплакивать и одаривать. Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Главная роль в представлении отводилась Козе. По одной версии, это было первое животное, которое приручили люди, в некоторых историях говорится, что козу создал дьявол. Это из-за того, что у коз жуткие немигающие глаза, ими часто пугали детей в деревнях.

Коза - один из главных персонажей. Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

Коза – один из главных персонажей. Фото из архива этнографического объединения «Поўня»

В деревне колядовщики заходили в каждый дом, их ждали, и плохо было тому, в который они не зашли. В некоторых домах даже специально не запирали ворота. Одаривали чем больше, тем лучше. Обидеть колядовщиков не хотел никто, ведь это могло навлечь несчастье.

Колядки в Витебске, 2015 год. Фоколядкито из архива этнографического объединения «Поўня»

Колядки в Витебске, 2015 год. Фоколядкито из архива этнографического объединения «Поўня»

Сейчас основная беда тех, кто встречает колядовщиков – люди не понимают, что происходит и как им реагировать. По словам Станиславы, залог успеха в этом деле прост:

Обязательно участвуйте во всем, что предлагают, подпевайте и щедро наградите колядующих!

Святки длятся несколько недель, до Крещения, но колядовать ходят в ночь на Рождество. Когда это период заканчивался, наступает время молодежных игр, таких как «Женитьба Цярэшки».

Обряд «женитьбы» справляют и в Витебске, как это выглядело в прошлом году можно увидеть на нашем сайте.

Как проходили Колядки в «Задвинье» мы предлагаем посмотреть здесь и здесь.