святочные «пугалки» и что делать, если вы повстречали колядовщиков
Рождество открывает нам особенный период, который в народе называют Святки. Раньше это было время для веселья, шумных игр и даже одобренных церковью обрядовых безобразий, таких как колядование. Обычай колядовать на Рождество жив и сегодня, а силами энтузиастов проводится и в Витебске. Узнать больше о том, как выглядит современное колядование нам помогла Станислава, участница любительского этнографического объединения «Поўня».
По словам Станиславы, традиционного колядования как такового сейчас нет совсем, даже в деревнях.
Колядовали и в 90-е, и сейчас колядуют, но больше для веселья. Когда-то обряд имел сакральное значение для людей, когда они участвовали, то, верили, что являются именно проводниками между потусторонними силами и живым миром. Колядование было более осознанным. Мы же просто принимаем на себя правила игры: ходим с хорошими побуждениями, чтобы пожелать людям счастья, повеселиться, но все равно не имеем того смысла, что люди раньше закладывали в обряд.
В Витебске участники этнографического объединения колядуют уже около 6-7 лет, иногда это проходило массово, в других случаях – просто просили прийти поиграть в определенный дом.
Мы спрашивали, кому это интересно и ходили к этим людям. Когда колядовали в Гродно, у нас даже было две группы: одна ходила с Козой, другая с Медведем, потому что мы просто не успевали обойти всех, это действительно было все в один вечер. Причем часто получалась такая ситуация, когда мы шли по одному адресу, а нас просили заодно зайти и к другим людям. Нас благодарили и колбасой, и конфетами, даже кидали недоеденный пирог, видимо, последнее уже отдавали. Где только не приходилось выступать: под окнами многоэтажки, в церкви, в «Чердачке». Традиционно выступаем в «Задвинье».
Основные компоненты обряда – переодевание, пожелания и песни. Главные герои праздника: Дед, Коза, Медведь, Бусел (божья птица), Мехоноша (человек, который носил мех), Зораноша (человек, который носит звезду). Позже стали появляться Цыгане, Солдаты, когда колядование обрело христианский смысл – Дева Мария, ангелы и другие персонажи.
Очень важны были маски и тот момент, что люди переодевались. Колядование – это не христианский обряд, а старый, языческий, там все имело свое значение. Пожелания и обращения были к каждому члену семьи, они произносились отдельно для хозяина, хозяйки, дочки, сына и других.
Для разных регионов Беларуси колядование отличалось в основном песнями, иногда разным был набор персонажей. Обряд хорошо сохранился, его основной сюжет, с Козой и Дедом, был у всех одинаковый. В некоторых районах он сохранял больше христианские черты, в других – языческие.
Колядовщики приходили с песнями, потом были обращения к членам семьи, выступали второстепенные персонажи. Дальше Коза падала или в нее стрелял Дед. Ее оплакивали и жалели. Чтобы Коза ожила, ее нужно было одаривать. Она воскресала, все радовались, собирали угощение и уходили.
Главная роль в представлении отводилась Козе. По одной версии, это было первое животное, которое приручили люди, в некоторых историях говорится, что козу создал дьявол. Это из-за того, что у коз жуткие немигающие глаза, ими часто пугали детей в деревнях.
В деревне колядовщики заходили в каждый дом, их ждали, и плохо было тому, в который они не зашли. В некоторых домах даже специально не запирали ворота. Одаривали чем больше, тем лучше. Обидеть колядовщиков не хотел никто, ведь это могло навлечь несчастье.
Сейчас основная беда тех, кто встречает колядовщиков – люди не понимают, что происходит и как им реагировать. По словам Станиславы, залог успеха в этом деле прост:
Обязательно участвуйте во всем, что предлагают, подпевайте и щедро наградите колядующих!
Святки длятся несколько недель, до Крещения, но колядовать ходят в ночь на Рождество. Когда это период заканчивался, наступает время молодежных игр, таких как «Женитьба Цярэшки».
Обряд «женитьбы» справляют и в Витебске, как это выглядело в прошлом году можно увидеть на нашем сайте.
Как проходили Колядки в «Задвинье» мы предлагаем посмотреть здесь и здесь.