8 интересных фактов про Томаша Зана, «памяць пра якога блаславенна»

История

ученый-романтик, масон, пламенный революционер, ссыльный каторжник и душа студенческой компании

Сегодня исполняется 220 лет со дня рождения Томаша Зана. А что мы знаем про этого революционного романтика, человека широкой души и редких дарований?

1. Отец Томаша Кароль Зан принимал участие в восстании под руководством Тадеуша Костюшко. После ликвидации восстания Кароль устроился работать экономом у одставного полковника польских войск Трембицкого в имении Вязынь (Молодеченский район), где и прошло детство Томаша. Интересно, что родился будущий поэт в деревне Мясата под Молодечно. Мать Томаша, спасаясь вместе с Каролем от мести за восстание, остановилась в Мясата совсем на короткое время. А родовое гнездо Занов (настоящая фамилия его предков Зань) в Радошковичах.

zan1
Молодой Томаш Зан. Рисунок Яна Рустэма

2. Радошковичи – это, можно сказать, колыбель белорусской культуры. Здесь в Троицком костеле крестили Янку Купалу. После смерти отца Купала устраивается в 1903 году писарем к следователю радошковичского суда, а позже в здании пожарной команды в Радошковичах была поставлена в присутствии автора его знаменитая «Паўлінка». В июле 1921 года в местечке открылась гимназия имени Ф. Скорины — одна из пяти белорусских гимназий, что действовали на территории Восточной Беларуси. В гимназии учился народный поэт Беларуси Максим Танк (Евгений Скурко). Именно в Радошковичах работала художественная школа Язэпа Дроздовича, жил Бронислав Тарашкевич, работал провизором и похоронен Антон Левицкий (Ядвигин Ш.).

 3. С 1807 года Томаш Зан учился в Минской гимназии, где и подружился с братьями Верешчаками из Новогрудчины. Именно благодаря Томашу Адам Мицкевич в Тугановичах на берегу Свитязи познакомился с их сестрой, со своей будущей безнадежной возлюбленной Марией Верешчака.

4. Уже в первый год обучения в Минской гимназии Томаш Зан вступил в Товарищество шести, затем стал основателем сообщества филаматов и филаретов, а в 1823 году поэта арестовали царскими властями. Во время следствия Томаш всю вину берет на себя, поэтому других членов молодежной группировки выслали вглубь России, а не посадили в цитадель. А ведь среди молодых людей были Адам Мицкевич, Ян Чечот, Игнат Дамейка и очень слабый Юзеф Ежовский.

Я вамі кіраваў, каб збыць няволі путы, І абавязак мой – за вас прыняць пакуты, – напишет про своего друга Томаша Зана Адам Мицкевич в поэме «Деды».

Польский был языком повседневости, а белорусский — языком тайны. Филаматы и филареты поклялись один одному  изучать белорусский фольклор и создавать белорусские произведения. Надо учитывать, что в то время белорусский язык существовал только в устном варианте, писать и уж тем более печататься на нём было строжайше запрещено.

 Томаш Зан, студент Виленского университета. Портрет Р.Жуковского
Томаш Зан, студент Виленского университета. Портрет Р.Жуковского

4. В 1816 году в Минске была возрождена масонская ложа «Совершенное единство». Ее члены активно поддерживали развитие науки, финансируя учёбу студентов-медиков в Санкт-Петербурге. Кроме этого, масоны помогали крестьянам и узникам царских тюрем. Томаш Зан был одним из участников этой ложи.

5.  За подпольную молодежную организацию 28-летнего Томаша высылают под Оренбург. Там поэт встречает немецкого ученого Александра Гумбольдта, который приезжал в научную экспедицию. Увлечение геологией и ботаникой привело к тому, что Томашу Зану поручают геологическую разведку в Приуралье и Тургайских степях. На Волге, под Самарой, поэт нашел нефть, а в Зауральских степях – золото, возле Троицкой фортеции – медную руду. В результате был создан минерологический музей в Оренбурге, который действует и сегодня.

В 1837 году Томаш приезжает в Санкт-Петербург, где работает в библиотеке Горного института и занимается изданием своих трудов про природные богатства Урала. Однако опубликовать книгу не удалось, а где находится рукопись неизвестно по сей день.

Костел в Смолянах. Фото Ольга Витебская
Костел Девы Марии в Смолянах. Фото Ольга Витебская

6. После семнадцатилетней высылки Томаш Зан возвращается в Беларусь. В деревне на Мядельщине 45-летний Томаш встречает Бригиду Свентажецкую, которая, кстати, очень увлекалась романтической литературой и творчеством Адама Мицкевича. Вскоре Томаш и Бригида поженились.

Костел Девы Марии, который легко увидеть практически из любого уголка Смолян.. Фото Ольга Витебская
Живописные Смоляны. Фото Ольга Витебская

7. По одним сведениям соседские помещики в складчину приобрели для семьи Томаша имение в селе Кохачин Сенненского уезда (ныне деревня Коковчино Сенненского района). А по другим родители Бригиды купили молодоженам родовое гнездышко. Здесь у них родились сыновья и здесь Томаш Зан прожил до конца жизни. Сегодня от усадьбы остались только фундамент и большие дубы, которые, возможно, были посажены самим Томашем Заном.

Могилы Томаша и Бригиды в Смолянах. Фото Ольга Витебская
Могилы Томаша и Бригиды в Смолянах. Фото Ольга Витебская

8. Умер поэт и ученый в 60-летнем возрасте в июле месяце. А вот похоронен Зан в Смолянах. Километров в 20 от бывшей усадьбы на католическом кладбище. Именно в Смоляны Зан наведывался в костел Пресвятой Девы Марии, где его и отпевали. Могила его жены и сыновей – также на Смолянском кладбище.

На могильной плите написано:

Мілы Богу і людзям Тамаш Зан, памяць пра якога блаславенна. Жыў шэсьцьдзесят гадоў. Памёр 7 ліпеня 1855 году ў Кахачыне. Зь Сьвентаржэцкіх Брыгіда Зан пахаваная побач з сваім мужам 23 жніўня 1900 году ва ўзросьце 81 год. Сын іх немаўля Стась памёр у 1854 годзе.

Интересно, что Томаш Зан и его друг Адам Мицкевич умерли в один год. Мицкевич напишет Томашу последнее письмо перед смертью, но он не знал, что его адресат уже мёртв.

Наполеон Орда к своему рисунку Могила Томаша Зана в Смолянах напишет:

Мілы Богу і людзям Томаш Зан, якога памяць благаславенна… уваскрашаў у моладзі віленскай любоў да навукі і цнот грамадзянскіх…

За могилами Занов следят местные жители. Фото Ольга Витебская
За могилами Занов следят местные жители. Фото Ольга Витебская

 

А вообще, количество памятников истории, так сказать, в самом натуральном виде, в Смолянах способно удивить любого.

9. В 2013 году Белгазпромбанк в рамках реализации проекта «Арт-Беларусь» приобрел у частного владельца из России картину Валентия Ваньковича «Портрет Томаша Зана» (1837-1839) для своей корпоративной коллекции.

Портрет Томаша Зана кисти
Портрет Томаша Зана кисти В. Ваньковича

В верхнедвинском районе родился еще один знаменитый белорусский геолог Ян Доминикович Черский. Как журналисты курьера провели один день на родине ученого, можно прочитать здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий