Сибирь и Беларусь: найдите совпадения и отличия

Город

7 июля 1892 умер выдающийся учёный-географ, геолог и палеонтолог Ян Доминикович Черский. Корреспонденты ВК провели один день на родине нашего знаменитого земляка.

Ян Доминикович (Иван Дементьевич)  Черский родился 5 мая 1845 года в имении Свольна Дриссенского уезда (ныне Верхнедвинского района). В 18 лет он принял участие в восстании под руководством К. Калиновского. В одном из боев Черский был взят в плен царскими войсками. Витебский суд приговорил его к вечной ссылке в один из сибирских линейных батальонов. Пытливый ум юноши, судьбоносные встречи, титаническая работоспособность привели к становлению ученого-исследователя Восточной Сибири.

Велика и понятна признательность сибиряков выдающемуся ученому. Его имя увековечено в Сибирском крае. В Иркутске есть улица, с двадцатых годов переименованная в улицу  И. Д. Черского. В посёлке Листвянке на берегу Байкала находится здание Лимнологического института. В нём на первом этаже находится музей, все экспозиции которого посвящены Байкалу – экскурсоводы обязательно начинают свое повествование с рассказа о Яне Доминиковиче и показывают его бюст. А после экскурсии предлагают подняться на один из самых высоких пиков, который также носит имя учёного, или, как его называет местное население, «Камень Черского». Напротив, на восточном побережье Байкала, есть гора Черского, на северо-востоке в Якутской республике, и частью в Магаданской области находится горная страна – хребет Черского. В Колымске выдающемуся исследователю поставлен памятник, а в Нижне-Колымском районе Якутской республики находится посёлок городского типа портового значения. Он так и называется – Черский.

В день смерти великого ученого корреспонденты отправились на его родину и выяснили, а знают ли местные жители о том, в каких исторических местах проживают, и как помнят об известном исследователе Сибири на Верхнедвинщине.

Белорусский исследователь рода Черских Владимир Пашкевич, изучив документы витебского архива, установил, что дед ученого Иван служил заседателем в Дрисенском земском суде. Постановлением Полоцкого дворянского депутатского собрания  он был признан в дворянстве и внесён в первую часть родословной книги. Сын же Ивана Доминик был депутатом «Витебского дворянского собрания». Из этого следует, что род Черских проживал на территории Витебской губернии уже не одно поколение. Причём, предки Яна Доминиковича занимали видные посты в Полоцком и Витебском дворянском собраниях. Мать учёного – Ксения Яковлевна – происходила из известного старобелорусского дворянского рода Кононовых. Но какие–нибудь подробности, к сожалению, пока не известны. Родовое имение Черских к моменту рождения Яна насчитывало 644 десятины земли, а годовая прибыль составляла 1637 рублей.

На сегодняшний день от усадьбы Черских в Свольне (Верхнедвинский район) ничего не осталось. Правда, место, на котором находилось родовое имение, помечено валуном с памятной табличкой на нем. По словам местных жителей, валун привозной и никакой связи с фундаментом или бывшими постройками имения не имеет. Кстати, найти это место в деревне Свольна оказалось очень проблематично. Днем, в тридцатиградусную жару, сельчане, видимо, отдыхали по домам, железнодорожная станция также пустовала, а девушка-работница железнодорожного узла знала о местной достопримечательности, но указать конкретное местонахождение не смогла. Никакого указателя или хотя бы информации и в помине не было. Тем более, что мы искали памятник, как и было указано в нескольких интернет-источниках. Если бы не наш добровольный помощник, который с удовольствием показал нам историческое место, не знаю, сколько пришлось бы поблуждать по летней жаре.

SAM_4966
“Тут нарадзіўся вядомы беларускі геолаг і географ, даследчык Сібіры”
Усадьба
Место, где стояла усадьба Черских
SAM_4965
Наш помощник

Воодушевившись великолепными летними пейзажами и полученными знаниями, мы уже хотели отправляться дальше. Но тут сельчане продемонстрировали осведомленность о судьбе известного ученого и свою искреннюю озабоченность о сохранении памяти Черского. Оказалось, что на местной железнодорожной станции есть мемориальная доска в память ученого, которую мы не заметили, подъехав в первый раз. А год назад была и некая экспозиция, посвященная белорусскому исследователю Сибири, внутри вокзала. Но сегодня ее там уже нет. Видимо, убрана по ненадобности в связи с ремонтом станции и небольшого здания вокзала.

SAM_4977
Мемориальная доска на здании станции
Станция
Свольно, где дышится вольно, потому что там живут добрые и искренние люди
SAM_4985
Есть на Витебщине люди, которым не безразлична история их родного края!

 

Дальше наш путь пролег в деревню Волынцы, где организован краеведческий музей имени И.Д. Черского. Деревня очень большая, но на этот раз увидеть искомый объект оказалось очень легко: имелся четкий и понятный указатель, хорошо видный с главной дороги.

SAM_4941
Приближаемся к музею
SAM_4951
Волынецкий “тракт” – подъездная дорога к музею

Но на самом Доме культуры никаких указаний, что тут находится музей, не имелось. И если бы снова на помощь не пришли местные жители, следовать бы нам за стрелкой некуда вглубь жилых домов.

SAM_4942
Куда ведет указатель?
SAM_4946
Дом культуры. в котором находится музей, и наши помощники на его пороге

Понятно, в воскресный день музей был закрыт, но в холле местного Дома культуры находится экспозиция, посвященная нашему земляку, где можно узнать много интересных фактов из его биографии.

SAM_4939
Памяти Яна Доминиковича Черского

Примечательно, что всюду, в родных местах Черского, и в Свольно, и в Волынцах, на всех официальных надписях употреблено имя ученого на русский манер, будь то в русскоязычном или белорусскоязычном контексте – Иван Дементьевич, Іван Дзяменцьевіч. Однако уже давно исследователь жизни Черского В. Пашкевич нашел в Национальном  архиве Республики Беларусь выписки из метрических  книг костёлов Себежско-Дриссенского деканата за 1845 год. Запись 6 мая 1845 года Забельского костёла рассказывает о крещении сына Доминика и Ксении Черских – Яна Станислава Франтишка… Мальчик родился слабеньким. Поэтому его крестили не в костёле, а дома в имении Сволна. Обряд крещения провёл ксендз Эразм Бобровский. Крестными были Катерина Снарская и судья Тадеуш Длужский. Повторное крещение и запись были сделаны 4 августа 1845 года. Обряд также проводился в имении Сволна.

Остается только удивляться, почему даже историко-краеведческий музей не называет знаменитого ученого его белорусским именем.

 

SAM_4936
Не во всех источниках указано местонахождение музея именно в Волынцах. Некоторые отсылают в Свольно

Ян Доминикович Черский прославлял Беларусь далеко за ее пределами. В любой литературе, посвящённой Иркутску, Байкалу, горным массивам Восточной Сибири, можно найти упоминание о нем. Самый выдающийся труд Черского – геологическая карта Байкала с описанием прибрежных районов озера, которая была представлена на международном конгрессе географов в Венеции и получила там высокую оценку. За свою непродолжительную жизнь (всего 47 лет) Ян Доминикович успел и побороться за Родину в восстании под предводительством Калиновского, и сделать неоценимый вклад в науку.

И музей имени Черского в Волынцах, и памятные знаки в Свольно, и улица в Верхнедвинске, названная в честь ученого, и люди, которые помнят и знают о своем знаменитом земляке, безусловно, не дадут следующим поколениям забыть о нашем славном прошлом. Но, думается, в Беларуси найдутся и творческие люди, которые, познакомившись с героической биографией исследователя, его неординарной супруги и сына-последователя, создадут достойное произведение искусства – скульптурный памятник, кинофильм или роман. А, может, власти областного центра в очередной раз задумаются и об наименовании новых городских улиц?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий