мультфильмы есть, а зрителя нет
Международный день анимации (International Animation Day), который отмечается ежегодно 28 октября, был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино в 2002 году.
Дата знаменательна тем, что в этот день, в 1892 году французский изобретатель-самоучка и художник Эмиль Рено продемонстрировал восхищенной публике первый «оптический театр». Это произошло в Париже, поэтому французы по праву считают себя создателями мультипликации.
Рено демонстрировал движущиеся картинки при помощи изобретенного им прибора – праксиноскопа. Талантливый ученый собрал его из коробки из-под печенья и зеркального барабана, который позволял на прозрачной ленте просматривать изображения, создавая иллюзию движущихся картинок. Теперь эта дата официально считается днем рождения анимации.
А вот год рождения белорусской анимации – 1972 , когда на киностудии «Беларусьфильм» впервые началось производство анимационных фильмов. Первый мультипликационный фильм – «Два взгляда на одно и то же» был снят режиссером Владимиром Голиковым. Это созданная по заказу ГАИ МВД БССР история незадачливого водителя-новичка, иллюстрирующая весьма актуальную и в наши дни мысль: правила дорожного движения надо соблюдать.
На конец 1980-х годов приходится расцвет белорусской анимации. На смену рисованным и кукольным фильмам пришли мультфильмы-коллажи, а впоследствии и компьютерная анимация. Все больше внимания стали уделять национальным мотивам, белорусскому языку, культуре и истории. Появлялись экранизации народных сказок, легенд и басен.
Анимационный фильм «Прыгоды Несцеркi» – это восемь смешных, увлекательных историй, в которых популярный герой народных легенд и преданий Нестерка со своими неразлучными друзьями псом и котом находят выход из любой ситуации. Они превращают обыкновенные глиняные горшки в музыкальный инструмент, побеждают кровожадного Дракона, похитившего невесту Нестерки, и находят управу на Лихо, поселившееся в их доме.
За 44 года существования студии было снято более 170 мультфильмов для детей и взрослых.
Наиболее известные работы белорусских аниматоров последних лет – «Аповесць мінулых гадоў», «Выцінанкі-прымаўкі», «Прыгоды Несцеркі», «Дзед», «Піліпка».
Мультфильм «Дзед» режиссера Александра Ленкина был снят по мотивам известной народной сказки о древнем обычае белорусов отправлять старых людей умирать, завозя их в лес или сплавляя на лодке по реке. Один молодой «реформатор» пожалел своего престарелого отца, не отправил на верную гибель, спрятал от соседей. И жизненный опыт пожилого человека вскоре спас от голода всю деревню.
Мультфильм «Піліпка» режиссера Татьяны Кублицкой рассказывает о мальчике, который своей добротой растопил сердце злой Бабы Яги.
Белорусский фильм «Піліпка» признан лучшим на 53-м Международном кинофестивале фильмов для детей и юношества в Чехии в 2013 году. Картина победила в номинации «Лучший анимационный фильм» и решением объединенного детского и профессионального жюри фестиваля удостоена награды «Золотой башмачок».
На белорусской студии снимаются мультфильмы по государственному заказу, на основе тематического плана. Однако в последние годы практикуются и совместные постановки с российской стороной, например – анимационный сериал «Реактивный поросенок»:
Каждый год белорусские мультфильмы участвуют в международных конкурсах и фестивалях, часто получают призы. Речь не только о близких соседях (Россия, Украина и Польша), география значительно шире: от Японии до Португалии. Лувр, например, недавно включил в детскую программу цикл фильмов «Сказки старого пианино», созданный на «Беларусьфильме» – анимационный проект, посвящённый великим композиторам. Режиссеры Елена Петкевич, Владимир Петкевич, Юлия Титова, Ирина Кодюкова.
Мало кто знает, что белорусские режиссеры задействованы в крупных проектах других стран.
Аниматор Михаил Тумеля был художником-постановщиком японского «Чебурашки». Работал в Сеуле, Портленде, Будапеште, Москве. Знаменит Михаил, конечно, не только этим: десятки наград, среди которых российская «За вклад в мировую анимацию» лучшее свидетельство успеха режиссера.
Почему же в белорусском прокате нет места работам студии мультипликационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм»? И почему белорусские мультфильмы нельзя увидеть на национальном телевидении?
Режиссеры Александр Ленкин и Сергей Сычев в интервью газете «Аргументы и факты» отмечали:
Вопросы, почему белорусские мультфильмы нигде нельзя увидеть, надо задавать не нам. Мы всего лишь творцы!
Мы способны делать не только так называемое авторское фестивальное кино, но и коммерческие картины, рассчитанные на массового зрителя, широкую аудиторию.
Технологии нам тоже все подвластны, поэтому проблемы именно в творческих кадрах нет: мы даже, если бы возникла идея 3D-анимации, нашли бы и деньги, и технику, и специалистов. Но для этого вся наша неповоротливая структура должна стать гибче.
Молодой режиссер-аниматор Марина Лукьянова считает, что заставлять детей смотреть белорусский мультик не пришлось бы:
Да, у наших и зарубежных картин разная стилистика: Запад делает простые и понятные фильмы, а мультики «Беларусьфильма» это «искусство-искусство». Но советские мультики тоже сильно отличались от диснеевских – а сегодня с их гениальностью никто не спорит.
То, что дети не смотрят наши мультики – неправильно. К европейскому и американскому просто есть доступ. Там есть прокат, есть реклама, в интернете можно найти. А наше нельзя найти, нельзя посмотреть.
Фильм выпускается и просто «лежит» – им никто не занимается. Создатели – от художников до режиссера – не имеют прав на свою картину. Права принадлежат киностудии.
Аниматор Руслан Синкевич рассказывает, что хотел свой мультфильм в интернет выложить. Запросы делал, просил, но на студии «Беларусьфильм» не разрешили. Вероятно, нужны люди, которые умеют продавать кино, которые знают, какие фильмы нужны зрителю, как сделать, чтобы оно попало в прокат и вернуло затраченные на создание деньги. Это тоже своего рода искусство, которому нужно учиться.
Посмотрели всей семьей мультик “Дзед”. Не ожидали, что у беларусов был такой жестокий обычай.
Многие народы прошли период дикости.
Какой же тут период дикости? Здесь же все намного глубже!