С любовью к России…

Гумен, Москва, акварель, Корженевский Культура

Так называется экспозиция Феликса Гумена, открытая в Витебском художественном музее. Мы расскажем также о российской выставке, демонстрирующей чудеса гобелена и арт-проекте «Молодые художники Смоленщины»

Гумен, Москва, акварель, Корженевский
Феликс Гумен. Москва. Новодевичий монастырь. 1990 г.

Как мы уже говорили в одной из предыдущих статей, День России в Витебске официально не праздновался, зато в Витебском художественном музее открылись интересные выставки, которые стали свидетельством культурных связей между нашим городом и Смоленском. Например, уже широко известно сотрудничество между Витебским государственным университетом и Смоленским государственным университетом, в особенности художественно-графических факультетов обоих вузов. И вот теперь – Смоленский государственный институт искусств, который заявил о себе прекрасной и даже в известном смысле мистической выставкой. Посетителям представлены дипломные работы художественного отделения этого вуза, отличающиеся личностной зрелостью студентов и широтой их мировосприятия.

Витебск, гобелен, СГИИ, Хриптулов, Корженеский
На открытии выставки гобелена. Слева – ректор СГИИ Игорь Викторович Хриптулов. Фото из архива Витебского художественного музея

Официально она посвящалась 55-летию Смоленского государственного института искусств и была открыта в преддверии Дня России. Потому не можем не привести в соответствии с прошедшим высокоторжественным праздником россиян гобелен с гербом этой страны.

Россия, Витебск, Трофимова, гобелен, Корженевский
Анастасия Трофимова. Герб России

Тем не менее, следует отметить, что выставке не присущ официоз, напротив, в ней проявляется то, что можно назвать широтой и отзывчивостью русской души – лучшие её качества. Творчество молодых мастеров гобелена раскрывало образы не только своей культуры, но и иных пространств, весьма удалённых. Вот, например, замечательно и ёмко выраженная мистическая Африка…

Гитинова, гобелен, Африка, Корженевский
Амина Гитинова. Африка

Или «Легенды Востока», раскрывающие посредством декоративного искусства духовный колорит мудрости, имеющей своим истоком суфийские предания.

Восток, легенды, гобелен, Витебск, Бойчук, Корженевский
Анна Бойчук. Легенды Востока

Была отдана дань и абстрактной магии, как, например, в работе «Метаморфозы сна».

Хохрина, гобелен, сон, сновидение, метаморфозы, Корженевский
Ольга Хохрина. Метаморфозы сна

Но, разумеется, наиболее широко на выставке гобелена представлена национальная тематика. Особенно интересно, когда ассоциации с историческим прошлым соединяются с глубокими мыслями о настоящем и грядущих судьбах метакультуры. Что и проявлено в тревожной и масштабной по замыслу работе «Всполохи».

Германова, гобелен, история, Россия, всполохи, Корженевский
Виктория Германова. Всполохи

Восприятие культурных объектов как одухотворённых сущностей, обладающих собственным самосознанием и просветляющих окружающее пространство, также характерно для выставки. В этом отношении нельзя не выделить замечательный гобелен «Храм».

Гусенкова, гобелен, храм, православие, духовность, Корженевский
Галина Гусенкова. Храм

Арт-проект «Молодые художники Смоленщины» раскрывает творчество молодёжного отделения Смоленского Союза художников. Здесь мы видим живопись и графику преимущественно реалистического плана. Однако этот реализм далеко не всегда описателен и не лишён индивидуальной импрессии.

Скибо, православие, живопись, пустынь, Корженевский
Мария Скибо. Богородицкая Площанская пустынь. 2015 г.

Молодые художники отнюдь не концентрируются на географии собственного края и смело выходят за его пределы, создавая европейские работы не только исходя из места пребывания, но и особой экзистенции, родственной европейскому восприятию мира.

Семченкова, кафе, Веймар, живопись, Корженевский
Мария Семченкова. Кафе в Веймаре. 2015 г.

Нельзя пройти мимо замечательного магического по своему характеру портрета Константина Павлова «Полнолуние»…

Павлов, полнолуние, магия, живопись, Корженевский
Константин Павлов. Полнолуние. 2015 г.

Кисти этого же художника принадлежит глубоко символическая картина «Молодёжь, пляшущая под чужие дудки», возможности прочтения которой весьма многозначны.

Павлов, живопись, Корженевский
Константин Павлов. Молодёжь, пляшущая под чужие дудки. 2015 г.

Несомненно, данную выставку стоит непременно посетить, ибо она даёт возможность ознакомиться с творчеством и мировосприятием молодых художников из соседнего с Витебщиной региона. Исторически также весьма нам близкого…

Колодяжная, монастырь, православие, Корженевский
Татьяна Колодяжная. У стен Юрьева монастыря. 2014 г.

Ну и, конечно же, посетителей должна привлечь новая экспозиция Феликса Гумена «С любовью к России», заслуживающая самого пристального внимания. Его мощная, насыщенная акварельная живопись явилась своеобразным творческим ответом Смоленску от Витебска. Тем более, что значительная часть работ, кроме натюрмортов, посвящена российским городам, в том числе и Смоленску.

Гумен, аквареь, Смоленск, Корженевский
Феликс Гумен. На стенах Смоленска. 1972 г.

В данной экспозиции представлены и ранние работы известного мастера, имеющие историческую ценность, ибо раскрывают дух и восприятие уже весьма удалённых от нас периодов.

Петропавловка, Санкт-Петербург, Ленинград, Гумен, акврель, Корженевский
Феликс Гумен. Вид на Петропавловку. 1965 г.

Мы становимся свидетелями, как даже в советские времена художнику удавалось отчётливо выразить, что несмотря на внешнюю десакрализацию, дух никуда не ушёл и живёт в храмах, монастырях, крепостях и иных исторических сооружениях своей жизнью. Его не может затронуть никакая преходящая конъюнктура. Это относится и к нынешнему духовному пространству России, которое не подчинено любым всполохам нездоровых внутренних тенденций.

Гумен, Смоленск, купола, акварель, Корженевский
Феликс Гумен. Купола Смоленска. 1979 г.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий