«Старик Хоттабыч», который родом из Витебска

Где находится родной дом Лазаря Лагина, почему известный писатель не попал в объективы камер на 1000-летие города и где установят памятник старику Хоттабычу?

О старике Хоттабыче знают многие, а вот Лагин – это литературный псевдоним, утвержденный как фамилия только в 1956 году. Псевдоним появился от слияния первого слога имени и фамилии: Лазарь Гинзбург.

Из комментариев к фото поразил такой: "даже не верится, что этот южный солнечный человек родом из северного, часто заснеженного или дождливого города". Источник fantlab.ru

Витебск, улица Толстого, дом 5 (современный вид дома; фото В. Атапина). Здесь жил Лазарь Иосифович Лагин. В правом нижнем углу — эскиз медали к 100-летию со дня рождения писателя по эскизу витебского скульптора Валерия Могучего, автора памятника Марку Шагалу. Источник fantlab.ru

Из комментариев к этому фото поразил такой:

Даже не верится, что этот южный солнечный человек родом из северного, часто заснеженного или дождливого города. 

Лазарь Гинзбург родился 21 ноября (по новому стилю 4 декабря) 1903 года в Витебске, в небогатой еврейской семье. Был первым из пятерых детей Иосифа Файвелевича и Ханы Лазаревны Гинзбургов.

Родители писателя. Источник fantlab.ru

Родители писателя. Источник fantlab.ru

Отец работал плотогоном, мать ухаживала за детьми. В те годы в Витебске проживало много евреев (самый знаменитый выходец из местной общины, безусловно, Марк Шагал), и большинство прозябало в бедности. Семья Гинзбургов не была исключением.

Лазарь Гинзбург в детстве. Источник fantlab.ru

Лазарь Гинзбург в детстве. Источник fantlab.ru

Детство будущего писателя, Лазаря бен Иосифа, прошло в Витебске, где до революции на 17 церквей приходилась 51 синагога, куда по субботам приходили и с самыми маленькими детьми. Отсюда нужно искать корни Хоттабыча и его ивритских высказываний.

 

 

 

В мемуарной книге Давид Симанович вспоминает:

Я тогда работал на областном телевидении. В 1974 году город готовился отмечать 1000-летие, и нам поручили сделать цикл интервью с известными земляками, живущими теперь уже не в Витебске. Если с М. Фрадкиным, Б. Ласкиным, В. Короткевичем было более-менее определённо, то корней Лагиных в городе не нашлось. И вот я пишу Василю Быкову просьбу, чтобы тот при разговоре с Короткевичем, находившимся тогда в Москве, попросил узнать настоящую фамилию писателя ( а было известно, что тот витеблянин). Через некоторое время получаю письмо от Короткевича: Гинзбург! …Все отмечали юбилей по полной программе, а 70-летний Лагин ( то ли ему нельзя было уже пить, то ли просто хотелось уединиться), прогуливался по городу….Витебск должен бы склонить голову перед писателем, который придумал Старика Хоттабыча… С высоты сегодняшних дней кажется странным, что на доме, где он проживал, нет мемориальной доски…

Сегодня никто не сможет рассказать, когда в Витебске появилась семья Гинзбургов. Фамилия в городе была распространенной. Но старожилы вспоминают, что на бывшей улице Подвинской, ныне Льва Толстого, недалеко от того места, где река Витьба сливается с Двиной, стоял когда-то кирпичный дом. Здесь на втором этаже в начале прошлого столетия жила еврейская семья Гинзбургов, в которой и родился будущий писатель Лазарь Лагин.

На ул, Подвинской, что на месте нынешнего Николаевского хуторка раньше стояло 3 дома. 1 двухэтажный и 2 одноэтажных. В двухэтажном доме намного ранее жил известный доктор Гибенталь (фото и сведения из архива витебского фотохудожника-краеведа Виктора Борисенкова).

Улица Подвинская. Фото из архива витебского фотохудожника-краеведа Виктора Борисенкова

На улице Подвинской, что на месте нынешнего «Николаевского хуторка», раньше стояло три дома. Один двухэтажный и два одноэтажных. В двухэтажном доме намного ранее жил известный доктор Гибенталь. Это по сведениям витебского фотохудожника-краеведа Виктора Борисенкова. А краевед Инна Абрамова считает, что Гинзбурги снимали там жилплощадь, а не владели ею, поскольку в списках жильцов они не значились.

Бабушка писателя. Источник fantlab.ru

Бабушка писателя. Источник fantlab.ru

Отец Иосиф Файвелевич гонял плоты по Западной Двине и небольшим речкам, впадавшим в нее. Позже, когда семья перебралась в Минск, отец завел небольшую торговлю, держал лавку, где можно было купить скобяные изделия. Торговля не приносила большого дохода, но можно было содержать семью. Маме, Хане Лазаревне, хватало забот по дому, ведь в семье было пятеро детей.

Герои книг Лазаря Лагина вспоминали:

Мама утром ведет меня за ручку по переулку. В морозном воздухе искрится, переливается цветами радуги снег. Темная река, как «море-океан» из бабушкиной сказки, спряталась за крутыми берегами… В нищем витебском дворике нас встречает общеничейный «дворник» по кличке Бобик…

Но на самом деле эти строки относятся к детству самого писателя. Из воспоминаний дочери писателя кандидата искусствоведения, члена Союза журналистов Натальи Лагиной:

Праздничное блюдо в семье – драники (картофельные оладьи). По воскресеньям Лагины ходили к богатому соседу покушать квашеную капусту. И однажды взяли с собой старшенького – Лазаря. Сосед спросил: «Мальчик, хочешь мандарин?» Лазарь подумал: «Откажусь для начала, а уж, как будут уговаривать…». И сказал: «Спасибо, что-то не хочется». Уговаривать не стали. Мандарин он попробовал ох как не скоро. Запомнил: захотел чего-то – не выпендривайся.

Лазарь Лагин вернется в город своего детства в конце жизни, приедет только один раз, в 1974 году, в дни празднования 1000-летия Витебска. Побродит по его старинным улицам, постоит на берегу Двины… И не узнает родной город, так он изменился. Но вспомнит, что здесь, за мостом через Витьбу, стоял родительский дом. Именитые витебляне, приехавшие на празднование, будут сидеть в президиумах, давать интервью, а Лазарь Лагин не попадет под свет софитов. Не захочет этого сам. Он будет бродить по Витебску, дышать его воздухом и вспоминать…

В Минске Лазарь заканчивает среднюю школу и сразу отправляется добровольцем на гражданскую войну. В 17-летнем возрасте вступает в партию, а уже потом – в комсомол. Становится одним из руководителей комсомола Беларуси.

Из статьи Г. Алюнина «Сказка ложь, да в ней намек»:

Ему повезло. Миновали его пуля и шашка, не умер в тифозном бреду. Возмужал, набрался сил, начал писать. Уже после войны встретил в Ростове-на-Дону Маяковского, показал ему свои стихи. Тот похвалил их. Позже, в Москве, при встречах осведомлялся, почему Лазарь не несет ему новых своих стихов. Но поэтом он не стал…

Литературную деятельность Лазарь Лагин начал как рабкор и поэт в 1922 году в белорусской комсомольской газете «Чырвоная змена». Пройдет немало лет, и в предисловии к одной из своих книг он вспомнит о первых стихотворных пробах.

Говоря откровенно, у меня имеется немалая заслуга перед отечественной литературой: я вовремя и навеки перестал писать стихи.

У Лазаря Лагина было чудесное чувство юмора, и он никогда не боялся смеяться над самим собой. Этого не боятся только очень сильные люди.

Источник fantlab.ru

Источник fantlab.ru

Лазарь учился на вокальном отделении Минской консерватории. Через год сбежал, не справился с теоретическими дисциплинами. А любовь к музыке сохранилась на всю жизнь, любил он петь старинные романсы, у него был красивый голос. Пролетят годы учебы в Московском институте народного хозяйства на отделении политэкономии, затем – служба в армии, аспирантура в институте Красной профессуры. Оттуда он был отозван на постоянную работу в газету «Правда».

С 1934 года Лазарь Лагин – заместитель главного редактора, а потом, до последних дней жизни – корреспондент журнала «Крокодил». С 1936 года – он член Союза писателей СССР.

Семья переедет в Москву. Отец Иосиф Файвелевич, окончив курсы, станет самым грамотным наборщиком в газете «Известия». Набирала обороты машина сталинских репрессий. После расправы над Михаилом Кольцовым, главным редактором «Крокодила», нависла угроза ареста Лазаря Лагина. Отвести беду помог Александр Фадеев, отправив Лазаря Лагина в длительную командировку … в Арктику, на остров Шпицберген. И там у писателя родилась идея сказки … о старике Хоттабыче.

Наталья Лагина вспоминает:

не раз я приставала к отцу с расспросами, как это он вдруг придумал такого джинна. Отец, иронически усмехаясь, говорил, что начитался сказок «Тысяча и одна ночь», потом его обуяли фантазии, а позже ему попалась на глаза какая-то древняя английская баллада «Медный кувшин». И ничуть не повторяя прочитанного, отец вдруг понял, что ему, ну, совершенно необходимо написать про трогательного и чем-то нелепого джинна, чудом попавшего в нашу страну, где ему все непонятно.

Из статьи Г. Алюнина «Сказка ложь, да в ней намек»:

Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на поразительные совпадения в повести с другим произведением, созданным примерно в то же время. Я имею в виду «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Прочитанный под этим углом «Старик Хоттабыч» дает повод для раздумий. В обоих случаях в абсолютно материалистической Москве оказывается персонаж, наделенный сверхъестественным могуществом. Ему не страшен человек с ружьем (маузером), олицетворяющий власть. Да и само всесилие этой власти кажется иллюзорным.

В 1938 году повесть «Старик Хоттабыч» одновременно печатается в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». В 1940 году она вышла отдельным изданием. С тех пор книга переиздается многократно, переведена на многие языки. Есть издания на английском, немецком, чешском, китайском… После выхода книги Лазарь Лагин получает всесоюзную известность. Правда, в те годы известность была чревата последствиями. «Известные» были на виду у всех, в том числе у тех, кто репрессировал и решал жить человеку дальше или нет. Уже после войны в конце сороковых годов идеологический отдел ЦК решил, что в повести «Старик Хоттабыч» не совсем правильно, по их мнению, расставлены акценты, и рекомендовал в новое издание внести соответствующие коррективы. Ослушаться было невозможно. Когда Лазарь Лагин собственноручно кромсал собственное детище, не выдержало сердце – случился инфаркт.

Первая редакция «Хоттабыча» во многом отличается от второй, в которой писатель вынужден был поместить «сталинские», как он говорил, «приметы». И с каждым новым изданием книжка от агиток становилась все толще, а ее автор – все мрачнее. Только после ухода из жизни Лазаря Лагина его верный друг Аркадий Стругацкий опубликовал в своем издательстве первоначальный вариант.

В книге «Низкие истины» Андрей Кончаловский пишет:

После войны в Москве были три самые красивые женщины, и всех звали Татьянами.

Одна из них – Татьяна Лагина. Фотограф, фоторедактор в АПН, одаренная женщина с утонченными чертами. Дочери Наташе было пять лет, когда Татьяна ушла от Лазаря Лагина к пресс-атташе югославского посольства. Первый отчим потрясающе относился к Наташе, мечтал, чтобы они вместе уехали жить в Югославию. И тут Тито поссорился со Сталиным. Красавица Татьяна Лагина оказалась на распутье, Лазарь Иосифович не отпускал с ней Наташу, а в «органах» прозрачно намекнули: «не уедете – посадим». Ее спас новый брак – с четырежды лауреатом Сталинской премии писателем Николаем Виртой. Со вторым отчимом Наташе не повезло… А когда в доме появился Саша – детдомовец, взятый четой на воспитание, – Наташе, с ее прокатным пианино, стало просто негде жить. Она вернулась к отцу. Интересно, что потом Саша стал близким и любимым человеком для Лагина. Лазарь Иосифович умолял отдать ему Сашу – неродного ребенка неверной жены. Не удалось уговорить.

Татьяна Лагина еще раз побывала замужем, но снова не на всю жизнь. Когда она осталась одна, Лазарь Иосифович не раз отправлял к ней дочь: «Зайди, ей нелегко». В послевоенные годы Лазарь Лагин написал несколько хороших романов: «Патент АВ» (1947 г.), «Остров разочарования» (1951 г.), «Атавия Проксима» (1956 г.), «Съеденный архипелаг» (1963 г.).

Писатель за работой. Источник fantlab.ru

Писатель за работой. Источник fantlab.ru

Написанные в редком для нашей литературы жанре памфлета, они привлекали остро занимательным сюжетом и социальной направленностью.

Говорят, что Лазарь Иосифович придавал этим произведениям даже большее значение, чем «Старику Хоттабычу». А особенно любил историко-фантастический роман «Голубой человек» (1966 г.), героем которого был студент исторического факультета МГУ, неожиданно попавший в прошлое – в 90-е годы XIX века на Трехгорку…

Из воспоминаний дочери писателя кандидата искусствоведения, члена Союза журналистов Наталии Лагиной:

В течение всей жизни отец ни разу не видел своих книг на книжных прилавках. Однажды ему позвонили и сказали: «Езжай спешно к Книжной лавке писателя. Там твоего «Голубого человека» выбросили!..». Папа, человек, уже очень нездоровый (у него болело сердце), разумеется, не мог бежать на Кузнецкий мост. Послал меня. Я рванула. Увы… Когда приехала на Кузнецкий, меня встретил последний счастливый обладатель книжки.

И сегодня эти книги несут в себе огромный заряд энергии писателя-фантаста высокого уровня. Хотя и являются символами эпохи строительства коммунизма и противостояния двух идеологий. Иногда ловишь себя на мысли, что в некоторых закрученных фантастических сюжетах современных голливудских фильмов давно уже было что-то придумано Лагиным. Среди произведений писателя – сатирические «Обидные сказки» для взрослых. Например, «Про Злую мачеху», которая основательно проработала сказку про Золушку…

Лазарь Лагин любил мультипликационное кино, написал несколько сценариев по его «Обидным сказкам» и оригинальной рисованной пародии «Шпионские страсти».

В 1979 году всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку с мюзиклом композитора Г. Гладкова «Хоттабыч». И запели герои известной повести-сказки голосами популярных актеров М.Боярского, Л. Гурченко, И. Муравьевой. Лазарю Лагину уже не пришлось увидеть свою пластинку. Его не стало 16 июня 1979 года.

Фильм «Старик Хоттабыч», вышедший на экраны страны в 1958 году, Лазарю Иосифовичу не понравился. Прозаика предупреждали: «Не связывайся с «Ленфильмом», там совсем не умеют работать с детьми». Писатель попросил не ставить своего имени в титры… Роль Хоттабыча исполнил талантливый актер Николай Волков, который, по мнению Лагина, и вытянул весь фильм.

Я категорически против экранизации «Старика Хоттабыча», – говорил Лазарь Лагин своей дочери. – Но если уж будет надо – только при твоем участии.

Сейчас готовятся к съемкам сразу три фильма о Хоттабыче. Только один (продюсер Арсен Готлиб) – с согласия Натальи Лагиной. Два других – «левые» варианты. Если бы был жив Лазарь Иосифович, это, наверное, могло бы стать сюжетом для его нового памфлета…

В Москве на улице Черняховского стоит дом, приметный мемориальной доской с надписью «Здесь жил писатель Константин Симонов…». В этом доме последние годы жил и Лазарь Иосифович Лагин. Правда, мемориальной доски, свидетельствующей об этом, до сих пор нет. Странно и обидно…

Х

Старик Хоттабыч в Витебске. Источник fantlab.ru

И в его квартире многое напоминает о прежнем владельце. Здесь хранятся репродукции картин Шагала и альбом с видами Витебска. В кабинете главное место занимает старенькая печатная машинка. Иногда, как и много лет назад, слышится стук ее клавишей. Наталья Лазаревна, дочь писателя, отдает предпочтение машинке перед компьютером, который есть в доме. Всюду стопки книг, газет, журналов. Со стен на вас смотрят глаза Олеши, Светлова, Ильфа, Зощенко. Лазарь Иосифович дружил с этими людьми. Они бывали в этом доме… Квартира Лазаря Лагина, как музей. А может быть, здесь и должен быть музей. Отец завещал дочери должность хранителя… А Наталия Лазаревна мечтает завершить работу над неоконченной повестью отца «Филумена-Филимон», ведь сюжет продуман и «прожит» ею вместе с отцом до мельчайших деталей.

В день столетия писателя на его родине в Витебске прошел заключительный тур детского конкурса «Старик Хоттабыч в XXI веке». Принимали участие юные художники и юные литераторы. В зале Литературного музея был супераншлаг.

Х1

Памятник Хоттабычу. Источник fantlab.ru

Витебляне верят: когда-нибудь будут изысканы финансовые средства, и в городе появится памятник вечному, как сказка, Хоттабычу. На том месте, где стоял родительский дом писателя.

Вот уже несколько лет над моделью памятника работает скульптор Валерий Могучий.

Есть и другой вариант эскиза, выполненного его молодым коллегой Сергеем Сотниковым.

О Старике Хоттабыче помнят, знают, его любят…

Автор Вячеслав Настецкий, по материалам портала fantlab.ru.

4 комментария

  1. В монументальном искусстве Хаттабыч уже имеется в Орше (автор Говздиков) и побратиме Витебска Белоярске (автор Казак). Так что два витебских скульптора свои проекты уже реализовали. Кроме вышеуказанных есть ещё эскизный проект Торосяна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *