…и не только витебская, но и белорусская в целом…
По забытой Богом и цивилизацией сельской дороге идёт на костылях малолетний калека. Он не обращает внимание ни на что вокруг, и видит перед собой лишь унылый и безрадостный путь. Мы сталкиваемся с мощным художественным обобщением, демонстрирующим состояние народной души с присущим ей фатализмом и ощущением безысходности существования. «Отеческое правление», рассматривающее любого человека как маленького ребёнка, который не должен существовать без костылей псевдоидеологии и некритического патриотизма, уверенно ведёт его по дороге нравственной и духовной деградации.
Разрушенные храмы – неоспоримое выражение нечестия, поощряемого в советский период и считавшегося чем-то само собой разумеющимся. Те культовые сооружения, которые всё-таки по настоянию учёных чиновникам не удавалось стереть с лица земли в полной мере, становились немым свидетельством победы марскистско-ленинской идеологии над «тенями прошлого». На фотографии Игоря Барсукова «Ремонт театра» на первый план выходит взорванная Благовещенская церковь. Фотохудожник задаётся вопросом: можно ли вообще что-то «отремонтировать» в состоянии культуры сегодня, если мы с пренебрежением относимся к самым древним её истокам?..
А фотография витебской Ратуши с её неухоженной башней позволяет уже ныне сделать неутешительные выводы о том, насколько антиэстетизм и пренебрежение к красоте были в порядке вещей и словно насаждались сознательно. Такое неуважение к истории и культуре откликается в настоящее время нечувствительностью к прекрасному и безразличием к искусству у многих наших современников.
Показательный пример нынешних приоритетов – фотография «Тупик». На ней запечатлён фасад здания Дворца культуры стройтреста №9, который вскоре был разрушен. Остальную часть снесли ещё раньше. Теперь на месте культурного учреждения стоит торгово-развлекательный центр «Корона», и это опять же отлично демонстрирует доминирующие сегодня «ценностные» установки.
Выставка фотографий Игоря Барсукова, об открытии которой мы рассказывали, проходила в Витебском художественном музее. Вторая статья об этой выставке касалась портретных фотографий мастеров изобразительного искусства из прежних времён. Тема разрушений и культурных обломков также являлась значимой в представленной экспозиции Игоря Барсукова, ибо заставляет задуматься об истинных приоритетах Глубокого и Возвышенного, каким бы тотальным не было давление всепоглощающей повседневности.