Чудо святого Георгия о змие

О непреходящем смысле имени и деянии святого, почитаемого в православном мире 6 мая.

Георгий, змий, дракрн, диорама, Корженевский

Святой Георгий, убивающий змия. Диорама Veronese Design. Источник: toyster.ru

Образ святого Георгия древний и принадлежит всему человечеству. Его исторический облик давно утрачен, и подлинность садистического описания его пыток и казни из-за веры не может быть исторически подтверждена. Особенно, если учесть, что сознание людей раннего Средневековья, когда и формировался канон святого Георгия, характеризовалось огромной изощрённостью в фантазиях относительно различного рода мучительств, многие из которых воплощались в государственной практике Византии. Но одна принципиальная идея является абсолютно ясной: святой Георгий не принял человеческого Суда и, будучи казнённым, согласно преданию, императором Диоклетианом, не стал обычной Жертвой в социальном понимании этого слова.

Кокси, Георгий, мученичество, христианство, Корженевский

Михаэль ван Кокси. Мученичество святого Георгия. Источник ru.wikipedia.org

Образ столь почитаемого в православном и католическом мире святого также указывает на отличие идеи воина от солдата. Главная особенность солдата – это беспрекословное исполнение приказов. Солдат может являться наёмником, а может быть призван в армию отнюдь не добровольно, но повинуясь государственному принуждению. Воин же, которым предстаёт святой Георгий, напротив, отличается огромной внутренней независимостью. Его борьба является состоянием души человека, преодолевающего всё, что имеет отношение к совокупности мировой инерции и навязанного консенсуса общественной среды. Отсюда и само имя Георгия во многом стало синонимом бескомпромиссного мужества и отваги, что подтверждалось во всей полноте такими уже совершенно историческими персонажами, как Джордж Вашингтон или Георгий Жуков.

Георгий, змий, чудо, православие, икона, Корженевский

Чудо Георгия о змие. Икона, конец XIV в. Источник: ru.wikipedia.org

В этой проекции, конечно же, существует определённая смысловая несуразица с изображениями святого Георгия на денежных знаках (отсюда название и русской «копейки», от копья, поражающего змея) или официальных гербах. Наиболее известное его чудо, связанное с убийством змея (или дракона) произошло, в соответствии с преданиями, уже после смерти. Чудовище, которому надо было принести в жертву дочь царя, может олицетворять всю совокупность общественных соглашений, а также смирения перед лицом того, что представляется неизбежным роком. Царевна является здесь символом человеческой души, которую нельзя приносить в жертву социальному консенсусу. А воин предстаёт как обретший бессмертие, которым он и оказывается наделён вследствие своей метафизической бескомпромиссности.

Георгий, Уччелло, змий, дракрн, чудо, живопись, Корженевский

Паоло Уччелло. Битва святого Георгия со змием. 1456 г. Источник: ru.wikipedia.org

Архетипически же и легендарно образ святого Георгия восходит к древнеегипетскому богу Гору. Изображения этого божества, убивающего Сета, является каноническим для Древнего Египта. Гор есть спаситель мира и олицетворение разумной природы человека. Той природы, которая наполнена осознанностью, наделена возможностью духовной эволюции и самораскрытия бессмертного архетипа.

Гор, Сет, Египет, Корженевский

Гор, убивающий Сета. Источник: do.gendocs.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *