Выгода по-белорусски: ремесленник или тунеядец?

и спасут ли ремесленники страну от безработицы

Быть ремесленником в стране, где платят налог на тунеядство, безусловно, выгодней, чем быть безработным. Если у вас есть талант, но нет рабочего места, это хороший выход из положения. К такому выводу, вероятно, пришли многие белорусы. По подсчетам БелТА, число зарегистрированных в стране ремесленников в первом квартале 2016 года увеличилось на целую четверть (было зарегистрировано 4 176 человек). Всего на 1 января их количество составляло 17 660 человек.

Ремесленник на витебской ярмарке изделий ручной работы. Фото Анастасии Вереск

Ремесленник на витебской ярмарке изделий ручной работы. Фото Анастасии Вереск

В то же время, генеральный директор гомельского отделения Белорусской торгово-промышленной палаты Марина Филонова, поделилась мнением о том, что ремесленничество является одним из важных путей решения проблемы безработицы.

В 2015 году в Республике Беларусь зарегистрировано 17 660 физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, что практически в два раза превышает аналогичный показатель предыдущего отчетного периода. То есть, фактически это означает создание в течение года почти 9 тыс. новых рабочих мест, – отметила она.

Однако так ли это на самом деле?

Вряд ли будет корректно приравнивать открытие ремесленничества к получению рабочего места.

Во-первых, такой вид деятельности доступен вовсе не каждому, для того, чтобы заниматься ремесленничеством, необходимо иметь хотя бы соответствующие наклонности и обладать соответствующими навыками. Немногие смогут открыть в себе новый талант, а трудности в получении необходимых навыков можно сравнить даже с трудностью получения нового образования.

Во-вторых, в отличие от рабочего места, ремесленная деятельность вовсе не гарантирует стабильный заработок, более того, не гарантирует прибыль вообще. Ведь, чтобы реализовать его в качестве готовой продукции, она должна быть востребована на рынке. И здесь главным решающим фактором будет мнение потребителя, которое субъективно и нестабильно в условиях современной загрязненности информационного пространства. Опираясь на опыт посещенных нами за последнее время ярмарок изделий ручной работы, можно сделать неутешительный вывод о том, что подобная продукция, пока что интересует скорее небольшую потребительскую категорию и наглядного ажиотажа вокруг нее вовсе не наблюдается.

Для того, чтобы продать свой товар нужно приложить немалые усилия. Фото Анастасии Вереск

Для того, чтобы продать свой товар нужно приложить немалые усилия. Фото Анастасии Вереск

Финансовая выгода в ремесленной деятельности больше зависит от личностных качеств человека, чем в случае обычного рабочего места, где решают профессиональные качества и так или иначе работник получает заработную плату. Ремесленничество гораздо больше подходит в качестве дополнительного заработка, чем в роли основной деятельности, ведь несмотря на небольшую сумму ремесленного сбора, прибыль от такой деятельности может не окупить даже затраченных материалов.

Любое творчество требует расхода порой недешевых материалов. Фото Анастасии Вереск

Любое творчество требует расхода порой недешевых материалов. Фото Анастасии Вереск

Марина Филонова также высказалась о том, что широкое предоставление ремесленникам возможности представлять свои изделия на различных выставочных мероприятиях является важным условием.

Конечно, должен быть строгий отбор, учитывающий национальный колорит и художественную ценность товаров. Но это позволит нам приоткрыть окно за рубеж, учитывая, что эти выставки посещает большое количество иностранцев, – подчеркнула она.

Давайте же посмотрим на эти слова с другого ракурса.

Можно ли сравнить участие в выставочных мероприятиях с посещением работы для большинства граждан? Вероятно, нет. При всем многообразии современных развлекательных мероприятий, их количество на данный момент вряд ли может быть достаточным для получения денежных средств, необходимых для комфортной жизни и, тем более, содержания семьи. Кроме того, в этом случае ремесленник оказывается зависим от посетителя, организатора, рекламы мероприятия, ведь в большинстве своем продукты ремесленной деятельности не являются предметами первой необходимости, привлекающими безусловное внимание потребителя.

За внимание покупателя придется бороться с конкурентами. Фото Анастасии Вереск

За внимание покупателя придется бороться с конкурентами. Фото Анастасии Вереск

А, если мы добавляем к этому еще и строгий отбор, получается, что мы сами отбираем у этих «новых рабочих мест» средства к существованию. Продукты ремесленничества, связанные с национальным колоритом, бесспорно, являются замечательной возможностью для сохранения традиционной культуры. Но так и много потребителей заинтересуются таким товаром? Вероятно, это привлечет к нам иностранного покупателя, однако, смогут ли они составить серьезную статью экспорта и обеспечить стабильную прибыль? Возрождение национальных ремесел, конечно, является благородным мотивом, но, глядя правде в глаза, гораздо большим спросом среди покупателей будет пользоваться современная бижутерия и аксессуары.

Продукция ручного изготовления должна заинтересовывать покупател и ориентироваться на запросы рынка. Фото Анастасии Вереск

Продукция ручного изготовления должна заинтересовывать покупателя и ориентироваться на запросы рынка. Фото Анастасии Вереск

Не стоит забывать и о том, что продукт ремесленной деятельности – это результат кропотливого ручного труда, большие затраты времени и материалов. При этом, зачастую такой вид заработка требует немалых вложений, существенных расходов на качественный материал. Опять же, встает вопрос, на какие средства будет жить ремесленник во время наработки своей продукции и где ему взять средства на постоянную покупку расходных материалов. Так что, вряд ли на данный момент можно сравнивать регистрацию новых ремесленников с создание новых рабочих мест.