«Готическая» экскурсия по старейшим кладбищам Витебска

Как через смерть познаётся жизнь общества, культурное и социальное наследие

Перед началом экскурсии по Старо-Семеновскому кладбищу. Фото Алена Евдокимова

Перед началом экскурсии по Старо-Семеновскому кладбищу. Фото Алена Евдокимова

Одним из самых необычных мероприятий, прошедших в рамках общереспубликанского «Фестиваля экскурсоводов» в Витебске можно назвать экскурсию по одному из старейших захоронений города — Старо-Семеновскому и Старообрядческому кладбищам.

Такого рода экскурсии довольно популярны во всем мире. Туристам интересно посещать места захоронения известных политиков, музыкантов, священнослужителей, художников, писателей. Во многих странах кладбища наряду с другими культурными объектами считаются достопримечательностями.

Люди все прибывают, экскурсия оказалась невероятно популярной. Фото Алена Евдокимова

Люди все прибывают, экскурсия оказалась невероятно популярной. Фото Алена Евдокимова

Серый день моросящими каплями дождя как раз создавал нужное настроение, и непогоды не побоялись десятки людей, собравшиеся у входа в парк Железнодорожников. Экскурсию курировали Нина Горелышева и Владимир Козлов — кураторы открытой площадки Vitebsk4.me.

Владимир Козлов рассказал экскурсантам о Юрьевой горке — популярном у горожан месте отдыха. Считалось, что с древних времен горка была посвящена языческому богу Яриле, который некогда поразил копьем огромного змея, укравшего у людей воду и заморозившего ее. Так в мифе отразилось противоборство зимы и весны. И в том месте, где Ярилино копье поразило чудовище, забил из земли родник.

С приходом христианства, чтобы отвратить верующих от языческих культов, здесь была построена церковь Георгия Победоносца, а родник был освящен. Сейчас Свято-Георгиевский родник является местом паломничества, здесь жители и гости города набирают ключевую воду.

У подножия Юрьевой горки. Фото Алена Евдокимова

У подножия Юрьевой горки. Фото Алена Евдокимова

Экскурсанты могли набрать воды в Свято-Георгиевском роднике. Фото Алена Евдокимова

Экскурсанты могли набрать воды в Свято-Георгиевском роднике. Фото Алена Евдокимова

Интересно своей историей и Старообрядческое кладбище, последнее захоронение на котором состоялось в 2001 году. Точное время основания этого кладбища неизвестно, но наиболее старая из обнаруженных здесь могил датируется 1852 годом.

Народное название кладбища — Беспоповское. В старообрядчестве существуют два основных направления — поповцы и беспоповцы. Те верующие, которые предпочли остаться без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев. А из церковных таинств они сохранили лишь крещение и исповедь.

8

Памятники Староверского беспоповского кладбища. Фото Алена Евдокимова

9

Захоронения Старообрядческого кладбища имеют относительно хаотичный характер . Так, на южной части кладбища захоронений больше, чем на севере. Фото Алена Евдокимова

Интересно, что старообрядцы готовились к своей кончине заранее, считая смерть новым началом. Для родных и близких кончина почившего являла собой суть «великое торжество», потому как освобождала человека от тягот земной жизни и открывала путь душе в Царствие небесное.

12

Большая часть захоронений имеет надгробия. Около 20 памятников повалены на землю. Фото Алена Евдокимова

Главный смысл приготовления усопшего к погребению сводился к тому, что умерший окончил свой путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Поэтому на него надевали простую рубашку традиционного русского покроя светлого цвета и новый нательный крест (либо старый, вычищенный, на новой ленточке), а телу предавали молитвенную форму. По старообрядческим обычаям запрещалось одевать покойных в светские костюмы. У верующих также есть традиция — собирать посмертную одежду заранее, при жизни.

11

Надгробия сделаны из различных материалов: камень (более старые захоронения ), гранит, мраморная крошка с цементом, железо. Форма надгробий довольно проста. Фото Алена Евдокимова

В настоящее время Старообрядческое кладбище находится в ведении Витебского специализированного комбината гражданского обслуживания, который следит здесь за порядком.

19

Арка перед входом на главную аллею лютеранской части кладбища была построена в конце XIX — начале XX вв. Фото Алена Евдокимова

Далее группа проследовала на многоконфессиональнальное Старо-Семеновское кладбище, где находятся лютеранские, православные и военные захоронения. Есть здесь и могилы известных людей: Юделя Пэна (художник, учитель Марка Шагала), Александра Рихтера (генерал, герой русско-турецкой войны), экипажа самолёта Ил-76, Дарты Плиекшанс (мать народного поэта Латвийской ССР Яниса Райниса),  родителей Героя Советского Союза лётчика А. К. Горовца и других.

13

Лютеранское надгробие с надписями на немецком языке. Фото Алена Евдокимова

экскурсия,кладбище

Эклектичный состав участников: от пенсионеров до молодежи. Фото Алена Евдокимова

Одно из самых популярных захоронений кладбища — могила Юделя Пэна, найти ее не сложно, к захоронению проложена дорожка, висят указательные знаки.

В 1897 году Юдель Пэн, открыл в Витебске первую школу рисования и живописи. Он был учителем сотен талантливых учеников, среди которых Шагал, Юдовин, Цадкин, Лисицкий. Его смерть в 1937 году моментально обросла невероятными слухами. До сих пор не ясно, от чьей руки погиб 82-летний художник.

Примечательно, что бюст с постамента не раз воровали. В прошлый раз он пропал за несколько дней до приезда важной делегации из Франции, пожелавшей посетить в том числе и место захоронения художника. Как отметила экскурсовод, на «уши» поставили всю милицию района и памятник чудесным образом нашли буквально за пару дней до приезда иностранных гостей.

экскурсия,кладбище

Могила художника Юделя Пэна на Старо-Семеновском кладбище. Фото Алена Евдокимова

экскурсия,кладбище

На Старо-Семеновском кладбище установлен памятный знак в честь Дарты Плиекшанс — матери народного поэта Латвийской ССР Яниса Райниса. Само захоронение не сохранилось. Фото Алена Евдокимова

18

Мемориальный комплекс на месте захоронения экипаж самолёта Ил-76, при выполнении служебного долга потерпевшего катастрофу в Витебском районе 23 ноября 1979 года. Фото Алена Евдокимова

Экскурсовод Нина Горелышева поблагодарила всех собравшихся, которые «в этот день выбрали экскурсию несколько “готической” направленности, не испугавшись холодной погоды и специфичности темы». 

Для многих может показаться странным, что через смерть познаётся жизнь общества, культурное и социальное наследие. Тем не менее, слушая любой рассказ жизнеописания, мы невольно ловим себя на мысли, что «иных уж нет, а те далече…». Существует мнение, что посещение таких мест даже полезно: они помогают нам вынести урок из прошлого, а также понять, что никто не вечен, и времени для совершения добрых дел остается не так много.

4 комментария

  1. Лично я этим принципом не пользуюсь, а вот один мой знакомый утверждает, что мысли о возможной внезапной смерти мотивируют его к действиям гораздо круче любых модных пабликов и семинаров.
    Интересный формат экскурсии, не знал, что у нас такие проводят.

    • Что-то в этом есть, конечно. Примечательно,что на таких экскурсиях не бывает людей,которые пришли развлечься-повеселиться, все аккуратно,культурно, спокойно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *