В Витебске вышел художественный проспект о творчестве Алексея Пшёнко

Пшенко, музей, Корженевский Культура

Представляем вниманию читателей полный вариант текста самого проспекта и страницы с великолепными мистическими картинами, в нём опубликованными. Более детально с его содержанием можно ознакомиться в библиотеках города.  

Пшенко, музей, Корженевский
Алексей Пшёнко. Фото Георгия Корженевского

Алексей Пшёнко – один из выдающихся представителей современной Витебской художественной школы, живописец мистической реальности. Его картины обладают духовной уникальностью, ибо им выработан абсолютно неповторимый возвышенный стиль. Он выступает как художник-транслятор, выражающий запредельное, превосходящее возможности обыденного восприятия. Характерное свойство мировидения Алексея Пшёнко определяется тем, что в его работах передаётся дух западноевропейского мистицизма. Это роднит произведения художника с возвышенными образами масонства, розенкрейцерства, алхимии.

Пшенко, Корженевский
Лицевая сторона проспекта. Фото Георгия Корженевского

Творческий метод Алексея Пшёнко можно было бы назвать фантастическим, или мистическим реализмом. Здесь понятие «фантастическое» имеет особый, отличный об общеупотребительного, смысл. Это не означает элементарное погружение в мир собственных индивидуальных фантазий и галлюцинаций. Трансфизика изображаемого в работах художника совершенно реальна, и раскрывает миры и идеи, архетипические для нашей действительности.

Пшёнко, Корженевский
Главный разворот. Фото Георгия Корженевского

Картины Алексея Пшёнко включают себя все четыре уровня прочтения, свойственные для любого подлинного произведения сакрального искусства. Уже буквальный уровень прочтения картин художника вводит нас в богатое пространство мира символов европейской культуры. На уровне моральном мы видим непременно присутствующий глубокий нравоучительный смысл, а то и переплетение смыслов, взаимодополняющих друг друга, и глубже раскрывающих богатство каждого из них в отдельности. Аллегорический уровень демонстрирует нам взаимосвязь явлений, происходящих во взаимодействии между различными планами бытия. Художник выражает влияние «миров незримых», которые не воспринимаются в обыденном состоянии сознания, на человеческую действительность. Анагогический уровень (греч. ἀναγογή – возвышение, возведение) картин Алексея Пшёнко оказывает преображающее воздействие на осознание человека, трансформируя его и расширяя границы восприятия.

Пшенко, живопись, Корженевский
А. Пшёнко. Размышление на тему. 2015 г.

Потому творчество художника можно бесспорно назвать «королевским искусством», соотнеся это понятие с духовной алхимией. Действительно живописец передаёт в своих произведениях процессы трансмутации, целью которой является духовное преображение. Искусство Алексея Пшёнко глубоко связано с идеями универсальной традиции и интегрального традиционализма. Оно проникнуто световыми влияниями, и в этой светлой миссии художника нельзя усомниться. Живописные произведения Алексея Пшёнко раскрывают воздействие «Эпинойи Света» (световой мысли) на мироздание и указывают её присутствие в человеческом сердце.

Пшёнко, Корженевский
Разворот проспекта. Фото Георгия Корженевского

Искусство Алексея Пшёнко также глубоко родственно эпохе модерна. Её проект выражал идею возрождения духовных принципов на новом этапе развития современной цивилизационной среды, уже осуществившей разрыв с частными традиционными формами. Этот проект, равно как и проект человека, был окончательно закрыт в эпоху Второй мировой войны, однако в настоящее время он находит своих адептов. В картинах Алексея Пшёнко проводится попытка интуитивным путём указать на ту изначальную Агартху, для нахождения которой не требуются дальние странствия, ибо знание о ней хранится в глубинах человеческой души.

Пшёнко, истина, мистицизм, Корженевский
А. Пшёнко. Поиск истины. 2010 г.

Произведения художника дают представления об уровнях восприятия и созерцания, которые предначертаны для духовно эволюционирующего человечества. В данном отношении живописец выступает в качестве вестника «миров восходящего ряда», безупречно исполняя миссию, возложенную на творческую интеллигенцию. Эта стезя высокого созидания, по которой следует Алексей Пшёнко, подаёт пример совершенства «прямого пути», являющегося идеалом, обозначенным великими духовными традициями.

Пшёнко, мистицизм, Корженевский
А. Пшёнко. Возвращение домой. 2004 г.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Эльфик

    Очень красивые!) Спасибо за статью)

    Ответить
  2. Алена Евдокимова

    Прекрасно!

    Ответить