Феликс Кузнецов: картины, написанные сердцем

Выставка живописи «Поры года: красота мгновений» открылась в Витебском художественном музее.

Феликс Кузнецов с сотрудниками Витебского художественного музея

Феликс Кузнецов с сотрудниками Витебского художественного музея

В самой личности Феликса Кузнецова есть сочетание, казалось бы, некоторой незаметности, обычности, проистекающей из личной скромности художника, и в то же время необыкновенной проницательности, способности глубоко и тонко чувствовать окружающий мир, передавать его настроения. Вот эта внутренняя значительность исходит как из личных качеств живописца, так и из того, что он является подлинным носителем культурных традиций города. О сплаве этих замечательных атрибутов – личностного и родового – говорила на открытии выставки «Поры года: красота мгновений» директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич:

Сегодняшний вечер особенно душевный, потому что в городе Витебске есть такие люди, как Феликс Михайлович Кузнецов. Человек, который действительно просто искрится душевностью, очень искренний, очень тёплый и очень добрый человек, рядом с которым всегда приятно находиться и в любом выставочном зале, и очень приятно оттого, что именно такие люди живут в нашем городе. Человек и художник очень скромный, но все мы знаем его биографию и историю его семьи. Мы знаем, что его отец и мать не понаслышке были знакомы и Юрием Пэном, и с Марком Шагалом, общались с этими художниками. Феликс Михайлович об этом громко не кричит, но тем не менее, его стезя художника была избрана именно благодаря этим великим именам, а также именам его выдающихся легендарных родителей.

Ф. Кузнецов. Майская зелень. 2014 г.

Ф. Кузнецов. Майская зелень. 2014 г.

Искусствовед Михаил Цыбульский рассказывал о важнейшем качестве художника – умении вглядываться и вслушиваться в живую ткань природного мира. Его особое чувствование природы превышает обычный человеческий уровень. Поры года – это не просто смена их времён, это передача настроений природы, её изменяющихся ликов:

Канешне, поры года – асаблівае захапленне мастака. Таму што так тонка адчуваць натуру, так умець слухаць, як спявае вецер, як шуміць лістота, паверце, дадзена не кожнаму мастаку. Ён слухае песні прыроды. Гэта вельмі важна, гэта жаданне пагрузіцца менавіта ў той стан, вось гэты Боскі пачатак.

Ф. Кузнецов. Зимняя сказка. 2000 г.

Ф. Кузнецов. Зимняя сказка. 2000 г.

Также наш витебский искусствовед и куратор данной выставки говорил о Феликсе Кузнецове как о своеобразном «гении места» – качестве, по всей очевидности, роднящем их обоих. Укоренённость в культурном пространстве Витебска и всей окружающей его природной среде, особой творческой и духовной атмосфере, присущей Витебщине, действительно характерно для этих двух представителей искусства:

Ёсць мастакі, пра якіх у біяграфіі можна пісаць многа рознага, пра змены працы, пра змены месца жыхарства, пра нейкія пераезды. Але ж для Фелікса Кузняцова Віцебск фігуруе як асноўная прастора яго жыцця, акрамя таго месца, дзе ён нарадзіўся. Вернасць мастака Віцебску відавочна.

Михаил Цыбульский и Феликс Кузнецов

Михаил Цыбульский и Феликс Кузнецов

А художник Феликс Гумен, давний друг Феликса Кузнецова, выразил главную характеристику подхода юбиляра выставки к созданию собственных произведений:

Его работы написаны сердцем, и это ощущение натуры у него присутствует в полной мере. Здесь не любование техникой, а любование настроением, любование натурой. Поэтому его работы всегда такие тёплые и притягательные.

Феликс Кузнецов и Феликс Гумен

Феликс Кузнецов и Феликс Гумен

На открытии выставки выступали также супруга и дочь живописца. Вот уже 44 года, как Феликс Кузнецов и его жена и муза, замечательная витебская поэтесса Марина Боборико, живут неразлучно. И это не просто совместная жизнь, но и творческое содружество двух прекрасных людей искусства. Об этой трогательной истории их взаимоотношений рассказывала супруга художника.

Супруги Феликс Кузнецов и Марина Боборико

Супруги Феликс Кузнецов и Марина Боборико

Открытие выставки, состоявшееся 25 ноября, не обошлось без подарков со стороны живописца. Он принёс в дар музею две работы своих друзей, являвшихся и друзьями его отца. Это этюд Анатолия Толкача «Строительство нового здания универмага» 1960 года, имеющий уже не только художественную, но и документальную ценность, а также этюд Михаила Михайлова «Пруд» из той же эпохи, который был написан во время совместного похода на пленэр с Феликсом Кузнецовым и его отцом, Михаилом Кузнецовым.

С этюдом "Пруд", подаренным Витебскому художественному музею

С этюдом “Пруд”, подаренным Витебскому художественному музею

И ещё юбиляр выставки подарил новогоднюю открытку, адресованную из Москвы в конце 1959 года писателем Александром Тверским его отцу. Там говорится о работе по сбору подписей среди представителей столичной интеллигенции за создание музея изобразительного искусства в Витебске. В частности, упоминаются подписи Корнея Чуковского и Аркадия Райкина. Дело в том, что Михаил Кузнецов являлся активным сторонником учреждения такого музея в нашем городе. Потому данная открытка, несомненно, обогатит исторический фонд Витебского художественного музея.

Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич и сотрудники с принесёнными в дар произведениями искусства

Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич и сотрудники с принесёнными в дар произведениями искусства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *