Мужественная лирика Николая Бондарчука

В Витебском художественном музее состоялось торжественное закрытие выставки «Диалог со временем».

Николай Бондарчук

Николай Бондарчук

Николай Бондарчук – известный во всей Беларуси художник-монументалист, являющийся, в том числе, автором замечательных витражей. Выставка в Витебске раскрыла ещё одну яркую сторону его творчества – станковую живопись, предстающую ныне основным для него видом изобразительного искусства с того времени, как монументальные заказы после падения Советского Союза стали всё более эпизодическими. В своём слове Николай Бондарчук отметил, как важно для художника оставаться всегда художником и быть верным себе и своему творчеству:

Я всегда делил художников на два типа: один из них тот, который получил профессию, а другой по своему мироощущению, по своему призванию является художником, иной жизни он не видит, как писать картины. В жизни мне встречались такие люди, у которых заказ есть, деньги платят, и они тогда работают. А когда заказы кончились, они сдавали мастерские и перестали работать. Вот я считаю, что эти художники получили профессию. А настоящие художники – те, которые занимаются живописью, даже когда нет заказов.

Николай Бондарчук. Грёзы белого холста. 2009 г.

Николай Бондарчук. Грёзы белого холста. 2009 г.

Вспоминая советское прошлое…

Собравшиеся 23 сентября на торжественном мероприятии друзья и коллеги мастера также повели диалог со временем, говоря о месте художника в неоднозначной и сложной ситуации на конкретном этапе существования нынешней белорусской государственности. Приходилось констатировать, что в теперешние времена художник предоставлен самому себе и вспоминать о советском периоде, когда он был востребован. Председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светлана Баранковская отметила то важное значение, которое изобразительное искусство, как, впрочем, и вся художественная культура в целом, имеет для становления государственности и формирования её международного имиджа:

Былі часы, калі мастака шукалі, мастаку дапамагалі вазіць ягоныя працы, у мастака закуплялі працы, і гэта было на дзяржаўным узроўні, і дзяржава была менавіта з-за таго, што падтрымлівала мастака, моцная і паважаемая ва ўсім свеце.

Светлана Баранковская и Николай Бондарчук

Светлана Баранковская и Николай Бондарчук

К сожалению, отсутствие должной государственной поддержки в настоящее время приводит к разобщённости творческой жизни в стране, отсутствию необходимых взаимосвязей между людьми искусства. Ведь вся эта ситуация происходит при дефиците представителей среднего класса, способных оценить произведения творцов высокой культуры и закупать работы, ставит даже самых значительных мастеров в затруднительное финансовое положение. Искусствовед Михаил Цыбульский в своём выступлении говорил, насколько каждый выход художника за пределы своего региона осуществляется на его личный финансовый страх и риск и является результатом его личного энтузиазма:

Па першае, я хачу сказаць вялікае дзякуй, таму што любые выставы, якія адбываюцца ў Віцебску не віцебскіх мастакоў, гэта заўжды ў першую чаргу заслуга саміх мастакоў. На вялікі жаль, вось гэты міжрэгіянальны абмен у нас наладжаны проста жудасна дрэнна.

Кому, как не Николаю Бондарчуку знать нынешнее тяжёлое положение дел, ибо он является не только известным живописцем, но и председателем Гродненского областного объединения Белорусского Союза художников…

Николай Бондарчук. Костёл в Липнишках. 2010 г.

Николай Бондарчук. Костёл в Липнишках. 2010 г.

Личность художника

Во время мероприятия Николай Бондарчук достаточно подробно рассказывал о своей жизни и творчестве, в результате чего у всех посетителей, которые его не очень хорошо знали, не могло не сложиться впечатления о нём как о разносторонней, многообразной личности. Родился он на Гомельщине в центре Полесья, между Мозырем и Туровым. Как высказался сам художник, «это самая глухая полесская деревенька, называется Средние Печи». Воспитывался он в традиционно большой семье, в которой было 8 детей. Причём, это была творческая, музыкальная семья, где все играли на баяне и гармони.

Уже будучи студентом нынешней Белорусской академии искусств, он являлся ещё и спортсменом, был самбистом, участвовал в республиканских и региональных соревнованиях. Но никогда не бросал и музыку, научившись играть также на гитаре. Кстати, посетители, которые собрались на мероприятие, импровизированно перешедшее в творческий вечер, могли услышать песни в его исполнении под гитару.

На открытии выставки

На открытии выставки

Основополагающее влияние на творчество Николая Бондарчука принадлежит его учителям: Леониду Щемелёву и Гавриилу Ващенко. Леонид Щемелёв, человек всегда личностно и творчески независимый, оказал, по словам Николая Бондарчука, огромное влияние на его мировоззрение. Оба учителя являются реалистами, однако их реализм нельзя охарактеризовать как описательный. Он доходит до предельных уровней художественного обобщения, при которых работы приобретают ярко выраженный символический и даже мистический характер. Об этом влиянии учителей, которое было преосуществлено в творчестве Николая Бондарчука, говорил Михаил Цыбульский:

Канешне, тут добра бачны настаўнікі, і па каларыту Леанід Шчамялёў вельмі добра прачытваецца. Гэта зноў-такі нядрэнна, гата тое, што прайшло праз мастака і пакінула святло ў ім.

Николай Бондарчук. В долине заблудившихся душ. 2009 г.

Николай Бондарчук. В долине заблудившихся душ. 2009 г.

Светлана Баранковская также подчёркивала, что традиции ещё советской живописи получили у Николая Бондарчука современное осмысление и развитие:

Вельмі падабаецца вось гэты падыход да традыцый, і тым больш сучасны падыход да іх, таму што гэтая традыцыя не проста жыве, але ж яна прарастае ў сучаснае мысленне.

Николай Бондарчук. Плывут облака. 2008 г.

Николай Бондарчук. Плывут облака. 2008 г.

Верность проверенным временем и величественым традициям вместе с их непременным развитием позволяют говорить о художниках такого рода слова, которые сказал главный специалист по идеологической работе, культуры и по делам молодёжи Витебского горисполкома Денис Юрчак:

Мастакі не могуць быть рэгіянальнымі, яны належаць усёй рэспублікі, усяму грамадству.

Николай Бондарчук. Этюд. 2009 г.

Николай Бондарчук. Этюд. 2009 г.

Неповторимость мастера и творческое кредо

Высокая степень художественного обощения, образность, символизм, проявлены у живописца в работах социального плана. Тогда как тема войны является в настоящее время зачастую конъюнктурной, и бывает проявлена в самых нелепых псевдоидеологических формах, у Николая Бондарчука она доходит до своего метафизического выражения. Вот как он высказывался о своей картине «Крах», представленной на выставке:

Пришла идея показать через одну фигуру и человеческую драму, и крах страшной идеологии фашизма. Я взял композиционную конструкцию в виде свастики, которая передаётся через автомат, раскинутые руки и лежащую фигуру, чтобы эту свастику искорёжить, показав её как механизм. Для меня, если человек взял в руки автомат и пошёл убивать, он является придатком к машине для убийства… Этой работой нельзя любоваться, её нельзя было писать так, чтобы получать наслаждение. Она должна заставить думать. И в ней я отказался от живописи как таковой.

Николай Бондарчук. Крах

Николай Бондарчук. Крах

Николай Бондарчук подчёркивал, что пишет свои картины на основе реального мира. Но этот реальный мир предстаёт у него миром смысла, обострённой направленности творческой мысли. На выставке «Диалог со временем», объехавшей уже многие регионы республики, были представлены главным образом произведения в жанрах пейзажа и натюрморта, а также этюды. И в любых формах и жанрах картины Николая Бондарчука выражают особую масштабность и глубину творческого замысла:

Моё кредо – это мысль через пейзаж, натюрморт, посредством которой ведётся диалог со зрителем. Я обязательно вкладываю смысл, кодирую информацию в деталях, которые начинают давать прочтение мысли.

Николай Бондарчук. Натюрморт с подсолнечниками. 2011 г.

Николай Бондарчук. Натюрморт с подсолнечниками. 2011 г.

Олег Сковородко, говоря об искусстве своего друга и коллеги, выразил важную идею о сочетании монументального и лирического начал в его живописи. Это действительно оригинальное свойство, присущее творчеству Николая Бондарчука. И данное свойство указывает на единство личности и искусства творца, о чём сказал директор Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» Николай Пограновский:

Художник – это личность мощная и крепкая, ибо делать то, что ты хочешь делать, вопреки общественному мнению, это надо иметь огромную смелость, мужество. Я уже не говорю о финансовых проблемах, которые встают на данном пути. Это мужество заниматься тем, что ты хочешь заниматься и не бояться показать это на суд зрителя.

Николай Бондарчук. Древо вечности. 1998 г.

Николай Бондарчук. Древо вечности. 1998 г.