А на Пакрова дзеўка гатова… Как не засидеться “ў дзеўках” и быть счастливым в браке

История

Настоящее, искрометное, необычное, наше, витебское, вяселле. Как поставить “рагач”, “брахацца”, “драць зайца” и почему детям нельзя было присутствовать на свадьбе (видео).

24 октября в Доме культуры Дубровно собралось огромное количество гостей, от желающих посмотреть на реконструкцию свадебного белорусского обряда здесь буквально не было отбоя.

Как рассказала корреспондентам “Витебского курьера” Людмила Дударева, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дубровенского райисполкома, не смотря на то, что “Вялікая вясельніца-2015” проходит в Дубровно уже третий раз, до сих пор здесь ни разу не было показано реконструкции аутентичной свадьбы. Поэтому событие, вызвавшее живой интерес, можно назвать поистине уникальным.

Эта необычная обычная свадьба

Конец октября вовсе не случайно выбран для “Вялікай вясельніцы”, ведь традиционно именно в конце сентября начиналась пора сватовства, а вскоре и свадеб, недаром в народе говорили: “Святы Багуслаў дружкі разаслаў, а на Пакрова дзеўка гатова”.  А вот то, что представленный нам обряд совместил в себе традиции нескольких районов можно назвать необычным, но в то же время неудивительным. Действительно, а как же иначе, когда каждый участник свадьбы привносит в нее что-то свое? Ведь  жених здесь был из Городокского района (фольклорный ансамбль “Глейна”), и вся обрядовая часть, посвященная ему должна была проходить в соответствии с местными традициями. Сборы невесты (народный фольклорный коллектив “Кудзеліца”), в свою очередь, включали элементы, характерные для Дубровенского района, как и полагалось ей по происхождению. Свою лепту здесь внесла и сватья из Лиозненского района, благодаря которой в реконструкцию вплелись и детали родом из той местности.

Элементы аутентичной свадьбы в Дубровно
Элементы аутентичной свадьбы в Дубровно

Свадьба, наряду с рождением и похоронами, всегда была одной из трех основных вех в жизни каждого человека, поэтому она включала в себя множество деталей и обрядов, призванных сделать жизнь будущей семьи богатой, счастливой и плодотворной.

Невесту и жениха в нашей свадьбе, как и полагается, собирали отдельно.

Как “маладую збіралі”

Наряд невесты здесь был выбран неслучайно и имел свою историю: прообразом венка послужил настоящий веночек, найденный в Дубровенском районе, а платье было сшито специально по воспоминаниям, записанным во время этнографической экспедиции.

Невеста
Невеста

Венок невесты – ключевой элемент ее убранства, символ девичества, как правило, был украшен рядами цветов из бумаги или накрахмаленной или навощенной ткани – белых, красных или зеленых. Таким образом он рассказывал о происхождении молодой, из какой она семьи, полной или не полной. Так, если невеста была сиротой, ее венок состоял из белых цветов, расположенных в один ряд. В те времена платье невеста шила и украшала своими руками, так она могла показать свои навыки и мастерство, венок обычно плели вместе с подругами во время “збронай суботы”.

Подружки собирают молодую к венцу
Подружки собирают молодую к венцу

У нас молодую также помогали собирать подружки, они расчесывали ей волосы, заплетали косу, украшали венком.

Подружки желали невесте лучшей доли
Подружки желали невесте лучшей доли
Мать невесты обращалась к ней с традиционной просьбой поплакать. Считалось, что, чем больше молодая плачет на свадьбе, тем меньше будет лить слез в замужестве
Мать невесты обращалась к невесте с традиционной просьбой поплакать. Считалось, что, чем больше молодая плачет на свадьбе, тем меньше будет лить слез в замужестве

Здесь же мне впервые довелось увидеть свадебный “рагач”: высокий каравай, украшенный запеченными в тесто яблоневыми веточками с лентами и сладостями. Каравай был изготовлен по оригинальному рецепту, сохранившемуся в деревне Ляды. Как правило, его пекли специально выбранные женщины-“каравайницы”, замужние и состоявшиеся в браке.

"Рогатый" каравай - традиционный элемент для Дубровенского района
“Рогатый” каравай – традиционный элемент для Дубровенского района

Мы предлагаем вам подробнее познакомиться с ритуалом сборов невесты в нашем видео.

“Эх, малады, зух – будзе працаваць за двух”!

В это же время в доме жениха собирали молодого. Мужским традиционным атрибутом был расшитый орнаментом пояс, при этом ходить распоясанным строго возбранялось. Недаром до сих пор про мужчину, который вольно себя ведет, говорят “распоясался”.

Жених и его родня
Жених и его родня
Сборы жениха
Сборы жениха. Фото Дмитрия Довгулевича
Гости и участники свадьбы со стороны жениха
Гости и участники свадьбы со стороны жениха. Фото Дмитрия Довгулевича

Вместе со свитой, включавшей гостей, семью молодого и музыкантов, жених отправился к своей нареченной.

Жених собирал свиту и отправлялся за своей невестой
Жених собирал свиту и отправлялся за своей невестой. Фото Дмитрия Довгулевича
IMG_0981
Фото Дмитрия Довгулевича
Свита жениха
Свита жениха. Фото Дмитрия Довгулевича

При виде процессии подружки невесты традиционно устраивали обсуждение будущего мужа, в ходе которого его то нахваливали, то, наоборот “брахалі”.

Свита идет выкупать невесту
Свита идет выкупать невесту. Фото Дмитрия Довгулевича
Подружки обсуждают жениха и его свиту
Подружки обсуждают жениха и его свиту

Выкуп невесты

Дальше приходил черед выкупа и здесь инициативу брали в свои руки сват и сватья. От них в ходе свадьбы зависело очень многое, они следили за тем, чтобы обряд шел по сценарию и выступали своеобразными помощниками и “голосами” молодых, чьи роли были довольно инертны.

Сваха и сват
Сватья и сват
Приданое также нужно было выкупить
Приданое также нужно было выкупить
Свадебный стол уже был накрыт к прибытию гостей
Свадебный стол уже был накрыт к прибытию гостей

После того, как за невесту был получен подобающий выкуп, гости заходили к ней в дом, где молодую пару благославляли, обводя вокруг стола три раза, создавая таким образом ритуальную защиту, чтобы никто не смог помешать им по дороге до церкви. Жених и невеста целовали икону.

Благословение молодых
Благословение молодых

Дальше выкупали приданое невесты, как правило это были бытовые вещи, в нашем случае подушки и домашние животные, способные положить начало новому хозяйству. Традиция сбора денег сопровождает весь ход свадьбы, ведь таким способом создавался капитал новой семьи.

Благословение молодых и выкуп приданого смотрите в нашем видео:

Подготовка свадебного поезда
Подготовка свадебного поезда. Фото Дмитрия Довгулевича
Свадебный поезд готов к отправлению!
Свадебный поезд готов к отправлению!

После воссоединения молодая пара отправлялась в церковь для заключения брака. Напоследок мать невесты благославляла “свадебный поезд”, обсыпая его зерном.

Мать невесты благословляет свадебный поезд
Мать невесты благословляет свадебный поезд
И вызывает бурю эмоций
Свадьба!

Свадебный поезд было видно и слышно издалека, лошади украшались лентами и звонкими бубенцами, звон которых по поверью отпугивал нечистую силу, процессию сопровождали крики и музыка.

На самом деле наша пара не была в церкви, свадьба-то ведь не настоящая
Свадебный поезд у церкви
На самом деле наша пара не была в церкви, свадьба-то ведь не настоящая
На самом деле наша пара не была в церкви, свадьба-то ведь не настоящая

“Зайца драць”

На обратной дороге в деревню молодые сталкивались с новым “испытанием”: свадебной “рогаткой”, на Дубровенщине это обычай также назывался “драть зайца”. Действие разыгрывалось, как правило, соседями, иногда такие препятствия в деревнях поджидали свадьбу на каждой улице. “Вяскоўцы” перегораживали поезду путь, требовали платы за проезд, пели и разыгрывали настоящее представление. От них нужно было откупаться угощением, при этом участники “рогатки” щедро желали молодым всевозможных благ в будущей совместной жизни.

Свадебная "рогатка", обычай также назывался на дубровенщине "драть зайца"
Свадебная “рогатка”, обычай также назывался на дубровенщине “драть зайца”

Когда путь был свободен, свадьба достигла своего конечного пункта – дома жениха. Здесь пару встречали, вместе с гостями они проходили к столу.

Предлагаем вам вместе с нами посмотреть обряд встречи молодых.

У порога молодых встречали
У порога молодых встречали

Почему детей не пускали на свадьбу?

Застольная часть включала в себя традиционные угощения, песни и сбор подарков, сопровождавшийся многочисленными пожеланиями от гостей.

Для застолья были приготовлены блюда, характерные для реконструируемного периода
Для застолья были приготовлены блюда, характерные для реконструируемного периода

Зачастую разгулявшиеся гости не стеснялись в словах и пожелания приобретали откровенно эротический характер. Свадьба и родины вообще были единственными обрядовыми действиями, в ходе которых допускались высказывания с явным сексуальным подтекстом. Поэтому на свадьбу, как правило, не допускались дети. Если они и присутствовали, то только в отдельных эпизодах, как то выкуп приданого в нашем случае.

Счастье новобрачных
Счастье новобрачных

За столом гости начинали и традиционную “брахню”, во время которой могли крепко пройтись на счет сватов и выкупали косу невесты. Важной частью застолья стал дележ каравая, при этом самые ветвистые рожки вручались молодым, а остальные выкупали гости, еще больше пополняя приданое для новой семьи.

Веточки каравая традиционно украшались лентами и сладостями
Веточки каравая традиционно украшались лентами и сладостями

Участниками нашей свадьбы были исполнены и народные танцы, ведь какая же свадьба может обойтись без них?

Заключительным действием было снятие с невесты венка и повязывание ей на голову платка – символа замужества. С этого момента невеста могла распоряжаться в доме супруга как “гаспадыня”.

Платок - символ замужества
Платок – символ замужества
Новобрачные
Новобрачные. Фото Дмитрия Довгулевича

Хочется отметить, что все участники реконструкции играли так натурально и искренне, что с трудом верилось, что это всего лишь представление. Людмила Дударева поделилась с нами секретом, что в действии не было четкого сценария, участники знали только общий ход обряда, а все остальное оставалось на откуп их таланту и актерской игре.

Новобрачные возле своего дома
Новобрачные возле своего дома.
Любовь - залог крепкого брака
Любовь – залог крепкого брака. Фото Дмитрия Довгулевича

Продолжение праздника: “разбор полетов”

Далее “Вялікая вясельніца-2015” продолжилась выставкой фотографий из семейных альбомов конца ХІХ – начала ХХ века “Мгновения судьбы”, представившей зрителю свадебные фотоснимки из разных районов Витебской области, и праздником-конкурсом “Вялікая вясельніца”, в ходе которого коллективы из Витебка, Орши, Новополоцка, Барани, Бешенковичского, Докшицкого, Шарковщинского, Ушачского, Миорского, Шумилинского, Россонского, Лепельского и Толочинского районов представили элементы традиционного свадебного обряда Витебщины на суд компетентного жюри, известных исследователей белорусской народной культуры, Оксаны Котович и Янки Крука.

Жюри конкурса Оксана Котович и Янка Крук, авторы известных книг "Золотые правила народной культуры" и "Белорусская свадьба"
Жюри конкурса Оксана Котович и Янка Крук, авторы известных книг “Золотые правила народной культуры” и “Белорусская свадьба”

Исследователи обратили внимание участников конкурса на то, что к традициям следует относиться бережно, внимательно воспроизводить детали, чтобы избежать возможных ошибок, и указали на некоторые важные элементы в постановках, нуждающиеся в корректировке.

Элемент обряда сватовства
Элемент обряда сватовства. Фото Дмитрия Довгулевича

В холле Дома культуры зрители могли ознакомиться с уникальными экспонатами, свадебными нарядами, характерными для Беларуси ХІХ – ХХ века, и поучаствовать в традиционных свадебных играх.

А вот такие наборы (справа) были подготовлены специально для праздника и включают в себя мелочи, способные предать обычной свадьбе частичку национального колорита: здесь можно найти открытки с традиционными пожеланиями, обложка для свидетельства о свадьбе и даже наклейки для спиртного
А вот такие наборы (справа) были подготовлены специально для праздника и включали в себя мелочи, способные предать обычной свадьбе частичку национального колорита: здесь можно найти открытки с традиционными пожеланиями, обложка для свидетельства о свадьбе и даже наклейки для спиртного

Отмечено, что свадебная традиция на Витебщине сохранилась очень плохо, так как сюда раньше всего пришла новая мода и инновации. И, хотя многое из материального наследия здесь было утрачено, даже на сегодняшний день некоторые элементы традиционных обрядов до сих пор живут, играя свою законную роль и в современных свадебных ритуалах.

Свадебные наряды: от самого раннего, включавшего много красного цвета до более позднего, белого платья. Особый интерес представляет свадебное платье из парашютного шелка (справа) из краеведческого музея г. Чашники, сшитое невестой вручную в послевоенное время
Свадебные наряды: от самого раннего, включавшего много красного цвета до более позднего, белого платья. Особый интерес представляет свадебное платье из парашютного шелка (справа) из краеведческого музея г. Чашники, сшитое невестой вручную в послевоенное время
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Kleopatra Kolontay

    Супер!

    Ответить