О чем молчат беларуские историки? Древняя библиотека Браславского городища Масковичи

Главное

Благодаря археологам многие удивительные события прошлого становятся доступны беларусам. Одно из таких, оставшееся незамеченным беларускими историками — древняя библиотека в Масковичах.

В 8 километрах от райцентра Браслав на территории Национального парка «Браславские озера» на возвышенности у восточного берега оз. Неспиш когда-то стояла пограничная крепость Полоцкого княжества. Само название озера имеет славянскую основу «не спиш» — бодрствование.

Когда-то здесь были сторожевые посты либо охраняемые линии. Возможно караульщики в крепости подбадривали один другого возгласами «не спиш!». Древнее средневековое городище на этом месте получило название по имени ближайшей деревни Масковичи. А может, наоборот, деревня получила название по имени древнего городища-крепости?

Полагают, что укрепленное городище Масковичи было уже на рубеже нашей эры, а потом уже на этом месте возникла крепость полочан с посадом, где жили ремесленники и торговцы.

О чем молчат беларуские историки? Древняя библиотека Браславского городища Масковичи
Вид сверху городища Масковичи и найденные при раскопках артефакты и кости с рисунками.   

Возраст надписей и рисунков примерно 800-900 лет. Кости животных вначале распаривали, затем острым предметом на них процарапывали изображения.

Археолог Дучиц, опираясь на выводы московской ученой — эпиграфистки Е.А. Мельниковой, указывает с 1981г., что надписи в Масковичах представляют руны: «деградированное скандинавское бытовое письмо, навыки которого были утеряны его носителями. Носителями этого письма могли быть славянизированные скандинавы, воины — наёмники, служившие в дружине полоцкого князя или купцы — скандинавы».

Но эту «библиотеку», вовсе не скандинавскую, а славянскую, смог прочитать в начале 2000-х годов московский академик с чудной фамилией —  Чудинов Валерий. Это уникальный специалист по древнеславянской рунице (буквы).

Опираясь на исследования западных и славянских ученых, которые изучали славянскую письменность, академик Чудинов в конце 1990-х годов разработал силлабарий (алфавит) древнеславянской руницы и систему ее чтения с помощью компьютерной и цифровой техники по фотографиям. После того он прочитал несколько тысяч надписей русской руницей на валунах, крестах, керамике, иконах, тканях, рисунках и других артефактах и доказал, что руническая письменность существовала у славянских народов на протяжении многих тысяч лет, а на Руси она использовалась параллельно с кириллицей до 17 века и даже позднее.

Большая часть масковичских костей с надписями и рисунками, по мнению Чудинова, представляет бирки (типа современных бэйджей) для слуг, которые могли прикрепляться к одежде и предъявляться при проходе слуг во внутренние помещения князя и его охраны.

Верхняя бирка-надпись «няня», подтверждающая профессию служанки по уходу за детьми.

О чем молчат беларуские историки? Древняя библиотека Браславского городища Масковичи

Нижняя с надписью «челядь голицына» принадлежала челяди (мужчина — слуга) боярина (князя) по прозвищу Голицын (голицей в древности называлась боевая воинская рукавица). Вспомним, что на Руси долгое время существовал древний род князей Голицыных. Кстати, умершая в 13 веке на острове Рюген в Германии (бывшим славянским религиозным и административным центром) старуха, последняя помнившая славянский вендский язык, носила фамилию Голицына.

Вот на этой кости написано «люди челядь катят в лодке к кучеру Кондратке» сопровождаемая соответствующим рисунком. В кресте 6 раз повторено «люди, люди, люди» — по количеству нарисованных фигурок. Эта кость могла быть игрушкой.

О чем молчат беларуские историки? Древняя библиотека Браславского городища Масковичи

На верхней кости надпись «девка челюди», то есть бирка служанки и рисунок, на котором люди (слуги) несут в руках, возможно, предметы быта в виде блюд с едой.

О чем молчат беларуские историки? Древняя библиотека Браславского городища Масковичи

На нижней кости надпись: «стряпуха» «челядь сусловарная» – пивовар или квасовар. В таком случае можно догадаться и о том, какой предмет человек держит в руке — это кружка пива или кваса.

Целая группа костей — табличек характеризуют «голицынских девок»-служанок. На одной костяной табличке  имеются рисунки человека с косами и кораблик. Внутри рисунка читается надпись руницей (для посвященной в тайнопись элиты) — ВЕЩАЯ САША, ГОЛИТЪЦЫНЪСЬКАЯ ДИВЧИНЪКА. Как видим, данная служанка, Саша, отличалась пророческим даром и, видимо, пользовалась любовью своего господина, поэтому ее костяная эмблема оказалась наиболее красивой.

Таблички с надписями «сугреваю дико» и «неги» (ласки) — сообщают о профессии наложницы.

Например, на верхней из этих двух костей надпись «не ласкать! учи! говори!». Данный лозунг висел где-то на груди у служанки, которая, соблюдая приличия, просила не ласок, но учения от своих господ, а позже разрешила им и произношение назидательных речей.

О чем молчат беларуские историки? Древняя библиотека Браславского городища Масковичи

На нижней кости надпись «не озоруй никак!». Вероятно, что дворовые служанки (девки) носили такие значки для предупреждения флирта со стороны дворовых мужчин. Разумеется, на господ подобные запреты вряд ли распространялись. Получается, что далеко не все голицынские «девки» внешне стремились к господским ласкам и уже тогда старались не только выглядеть скромно и учтиво, но и отстаивать свои женские права: отойти от сексуальной эксплуатации и стремиться к учебе..

О чем молчат беларуские историки? Древняя библиотека Браславского городища Масковичи

На обломке грузила читается стандартная владельческая надпись о коллективной принадлежности сетей жителям поселения Масковичи.

И таких надписей на костях из Масковичей академик Чудинов прочитал не один десяток. Эти надписи, давая реальное пояснение к рисункам и фигуркам, раскрывают быт жителей масковичского славянского городища.

Но вот незадача: не только западные, но и маститые русские и белорусские историки полагают, что если была руническая письменность, то германская и скандинавская, а наличие древней русской руницы отрицают.

Официальные историки и научные работники Беларуси пока находятся в рамках сложившейся академической исторической науки.

Наверное, методы расшифровки древнеславянской письменности академика Чудинова настолько для них  революционны, что должен пройти не один десяток лет либо санкционирована «команда сверху», чтобы они вошли в научный оборот. А пока они, как противоречащие теориям «сидящих наверху» ученых, замалчиваются, игнорируются ими или вульгаризируются.

Книги Чудинова пока отсутствуют в библиотеках Беларуси, их не купить в наших магазинах. Поэтому долго мы еще будем оставаться в неведении о многих страницах истории славян и знать ее на уровне школьных учебников.

Валерий Чудинов в июне 2009г. два дня присутствовал на турслете в Шумилинском районе. В конце октября 2009г. прочитал содержательную лекцию в Витебске, подписывая автографы на свои книгах; читал лекцию перед студентами и сотрудниками БГУ.

Документальные фильмы с его краткими лекциями нередко показывают по ТВ, их можно найти в сети. Множество своих статей и дискуссий он разместил на сайтах: www.trinitas.ru, www.chudinov.ru, www.runitsa.ru.

В 2014г. ОНТ Беларуси в серии передач «Обратный отсчет» показало 26-минутный документальный фильм     «Торвальд — путешественник. Миссия в Полоцке», который повторяли по местным телеканалам, в том числе по ТВ «Витебск» 21 апреля 2020г. На 24-й минуте этого фильма кандидат исторических наук Николай Плавинский в духе 40-летней позиции археолога Дучиц и эпиграфистки Мельниковой высказался: «Скорее всего в Масковичах была определенная группа выходцев из Скандинавии, достаточно долго живших на территории Подвинья и Полоцкого княжества, может быть нескольких поколений. Они еще помнили, что их предки писали такими рунами, но уже практически не понимали их смысла».

Вот так, раз непонятны нашим историкам масковичские костяные руны, значит тамошние  ассимилировавшиеся скандинавы уже не соображали, что царапают.

Следовательно академик Чудинов со своим прочтением масковичской библиотеки является фантазером и может отдыхать.

«Наши историки в своем подавляющем большинстве никаких языков не знают, зарубежных монографий и статей не читают, отстают от мировых трендов лет этак на 50. Да что там зарубежные, они даже с новыми российскими историческими и культурологическими исследованиями не знакомы. Ссылаются на какие-то общеисторические законы, упоминают справедливые и несправедливые войны, продолжают руководствоваться марксистско-ленинским бредом.

Вот и получается, что в Беларуси сосуществуют две историографии. Одна — это убогая официальная, избегающая любых «острых» и «не политкорректных» тем, питающаяся теориями, доказавшими свою несостоятельность. Другая — яркая, интересная, неофициальная, упоминания о которой вызывают приступы злобы у чиновников от науки. И такая ситуация не только с историей».

Это нелицеприятное мнение о белорусских историках известный писатель, историк Анатолий Тарас изложил в статье «Наши предки были умными, достойными людьми, а не холопами с рождения» опубликованной 25 мая 2020г. в газете «Свободные новости плюс».

Я присоединяюсь к его мнению, проясняющему, отчего белорусские историки, археологи и эпиграфисты упорно не интересуются работами академика Чудинова, его прочтением костяной библиотеки городища Масковичи. Им привычнее утверждать, что в Масковичах было поселение скандинавов, которые в 11-14 веке царапали по привычке на костях деградированные рунические знаки, позабыв их смысл. За ними, возможно, повторяют эту байку работники браславского музея, где хранится часть костей из Маскович, а также работники турфирм, приглашающие туристов «полюбоваться в Масковичах следами поселения викингов». Викинги – это романтичнее, чем «голицынская девка, челядь, стряпуха сусловарная» и т.д.

А ведь по-существу собрание костяных табличек с надписями-рисунками из Масковичей – крупнейшее в Восточной Европе и по своему уникальное – это самые древние сохранившиеся памятники письменности на территории Витебщины, да и всей Беларуси. Это своеобразная библиотека сведений о жителях 11-13 в.в., которая для белорусских археологов и филологов упорно остается «нечитаемой».

Оцените статью
Витебский Курьер

Добавить комментарий