«Я просто хочу, чтобы они жили»: перенесшие коронавирус белорусы рассказали, почему сдают кровь для тяжелых больных — фото

Коронавирус

В больницу приходят белорусы, которые перенесли коронавирус и решили стать донорами иммунной плазмы. “Комсомолка” посмотрела, как все происходит.

У приемной директора РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий знакомимся с 26-летним Георгием Ефимовым.

– Я выздоровел две недели назад. А на днях мне позвонили и спросили, хочу ли я стать донором плазмы для пациентов с короновирусом. Конечно, хочу! – выдает бодрый молодой человек.

– А вы где вирус подхватили?

– Съездил в Австрию на лыжах с друзьями покататься. А через несколько дней после возвращения выяснилось, что у одного из ребят, с которыми ездили, нашли коронавирус. Меня забрали в больницу как контакт первого уровня. Взяли тест – положительный. Мы были одними из первых ковидников, – улыбается. – У меня не было ни температуры, ни кашля. Но! Все три недели, которые провел в больнице, напрочь не чувствовал ни запахов, ни вкусов. После больницы уехал в деревню, чтобы самоизолироваться. Работа позволяет, я ипэшник. Вот, приехал в Минск, чтобы кровь сдать. Рад, что мне позвонили. Читал, что за границей это довольно эффективный метод лечения.

«Я просто хочу, чтобы они жили»: перенесшие коронавирус белорусы рассказали, почему сдают кровь для тяжелых больных — фото
Георгий выздоровел 2 недели назад, а когда ему предложили стать донором плазмы, обрадовался и согласился. Фото: Святослав Зоркий, kp.by

Пока беседуем с молодым человеком, к нему подходит директор РНПЦ Федор Карпенко:

– Все отлично. Антитела у вас есть. Можно сдавать плазму.

Молодой человек обрадовался:

– Отлично, я за этим и ехал!

«Через плазму выздоровевшего человека пациенту с коронавирусом можно передать пассивный иммунитет»

Оказывается, Георгий ждал результатов анализов, которые окончательно должны определить, может ли он стать донором иммунной плазмы.

– Требования к донорам довольно серьезные, – поясняет Федор Карпенко. – Обязательные условия: они должны перенести коронавирус в легкой форме, выздороветь, а после выписки из больницы должно пройти минимум 15 дней. Есть и ограничения по возрасту. Донором плазмы может стать человек 18 – 60 лет с массой тела более 50 кг. У него не должно быть хронических заболеваний – язвы желудка, ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии и пр. Разумеется, у потенциального донора берут анализы на гепатиты, сифилис, ВИЧ… Непосредственно перед забором плазмы в РНПЦ измеряем температуру, проверяем слизистые, давление, делаем электрокардиограмму и берем общий и биохимический анализ крови. Проверяем состояние донора и определяем, есть ли в его крови антитела к коронавирусу. На первый взгляд кажется, что все это долго и сложно, на самом деле обследование перед сдачей плазмы занимает минут 15.

«Я просто хочу, чтобы они жили»: перенесшие коронавирус белорусы рассказали, почему сдают кровь для тяжелых больных — фото
– Чтобы выйти с первыми донорами плазмы на связь, запрашивали эпикризы из инфекционных больниц. Почти никто не отказался. – рассказывают Федор Николаевич и Алла Викторовна. Фото: Святослав Зоркий, kp.by

– Поясните, что за антитела и каким образом выздоровевший человек может помочь другим пациентам своей плазмой?

– Если человек перенес коронавирус, в его крови вырабатываются антитела. Это значит, что человек может стать донором иммунной плазмы. А помочь можно так: если пациенту с коронавирусом влить плазму крови выздоровевшего человека, считается, что с антителами ему передается и пассивный иммунитет. Это может ускорить процесс выздоровления.

– Насколько эффективен такой метод?

– Делать выводы пока рано. Мы только начали эту практику и отслеживаем клиническую эффективность. Но международные научные исследования говорят, что способ довольно эффективен. Насколько именно, неизвестно, но во вред пациенту это точно не идет. Сейчас этот метод используем как дополнительный – для лечения больных со средней и тяжелой формой пневмонии.

– Плазму доноров влили уже многим пациентам?

– Пока только нескольким. Да и доноров сегодня не очень много. По состоянию на утро 23 апреля – 19 по всей стране. Их пришлось дожидаться: пока выздоровеют, пока пройдет 15 дней… Чтобы выйти с ними на связь, запрашивали эпикризы из инфекционных больниц. И знаете, почти никто не отказался. Некоторые были готовы, но не подошли по медицинским показателям.

«Оказалось, это не страшно»

Медики и доноры разрешают нам посмотреть, как проходит забор плазмы.

Надеваем защитные халаты, маски, бахилы и поднимаемся в зал донации.

– Сюда доноры приходят сдавать кровь, – встречает нас врач-трансфузиолог, заведующий отделением заготовки крови, ее компонентов в стационарных условиях РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий Алла Викторовна Новик. – Тех, кто приходит сдавать плазму, мы разграничиваем с остальным потоком доноров. Это дополнительная защита. По мнению ВОЗ, человек, перенесший COVID-19, считается полностью выздоровевшим на 28-й день выписки. С этого момента он может быть донором. Но мы работаем с донорами уже через 15 суток после клинико-лабораторной ремиссии – то есть через 15 суток после того, как последний тест пациента показал отрицательный результат на COVID-19. Все потому, что у нас есть возможность проведения патогеноредукции плазмы. Простыми словами, мы можем обеззаразить плазму от вирусов, бактерий и простейших, которые могут в ней находиться.

Всего в зале донации плазмы 16 специально оборудованных кресел. Именно столько доноров здесь могут принять одновременно. Все медики в защитных масках и костюмах. Стерильность – как в операционной.

В кресло усаживают девушку Диану. Анализы подтвердили: антитела к коронавирусу в ее крови есть. Значит, COVID-19 она уже перенесла.

– А до этого я отдохнула в Испании, – улыбается Диана. – Думаю, коронавирус там подхватила. Мне повезло: перенесла инфекцию почти без симптомов. Сдать плазму для пациентов согласилась не раздумывая.

На первый взгляд, процедура забора плазмы не отличается от донации цельной крови.

«Я просто хочу, чтобы они жили»: перенесшие коронавирус белорусы рассказали, почему сдают кровь для тяжелых больных — фото

В вену вставляют катетер с иглой. И вот по трубочкам специальной установки начинает подниматься кровь и собираться в один резервуар.

– На самом деле сейчас установка смешивает кровь с антикоагулянтом – веществом, которое уменьшает свертываемость крови. А потом разделяет кровь на компоненты – плазму и форменные элементы, – поясняет Алла Викторовна.

На наших глазах специальная медицинская емкость в нижней части той самой умной машины наполняется прозрачной желтоватой жидкостью – это и есть плазма.

– У донора забирают 600 мл крови, – продолжает рассказ врач-трансфузиолог. – Это стандартный объем крови, который берут у взрослого человека. Когда плазма отделяется, форменные элементы (компоненты крови красного цвета. – Ред.), разбавленные физраствором, вливаются назад в вену донора. Речь идет о методе афереза. Такая процедура позволяет получить больше нужных компонентов, чем при взятии цельной крови и ее последующем разделении. Процедура безопасна.

Диана во время процедуры чувствует себя хорошо. Так же как и Иванна, которую усадили в кресло напротив.

«Я просто хочу, чтобы они жили»: перенесшие коронавирус белорусы рассказали, почему сдают кровь для тяжелых больных — фото
Фото: Святослав Зоркий

– Я тоже сразу согласилась сдать плазму, – рассказывает женщина. – Я оказалась контактом первого уровня. Заразилась вместе с мужем. Лежала в 6-й больнице. Огромное спасибо медикам за помощь и поддержку. Считаю, если здоровье переболевшего человека позволяет, плазму нужно сдавать. Многим наша помощь может оказаться жизненно необходимой. Денег за это мне никаких не надо. Я просто хочу помочь. Мой муж, кстати, тоже стал донором плазмы.

Первый официально заболевший – студент из Ирана Парса – тоже пришел сдавать кровь

Плазму можно сдать платно – за 151 рубль, получив также два дня освобождения от работы или учебы, а можно и на безвозмездной основе – в таком случае вам полагается 21 рубль с копейками и один день освобождения. Каждый выбирает тот вариант, который ему подходит.

Вся процедура забора плазмы длится чуть менее часа. После нее донорам предлагают попить, немного отдохнуть, подробно рассказывают, как правильно питаться и восстановиться после процедуры.

– По факту с потерей плазмы происходит потеря белка в организме. Через 5 – 7 дней при правильном питании организм и белковая потеря крови человека приходит в норму. Физраствор быстро выводится из организма, а свертываемость крови восстанавливается, – рассказывает директор РНПЦ Федор Карпенко. – Всю плазму, которую мы получаем в нашем РНПЦ, отправляем в те медучреждения, от которых на нее поступают запросы.

– Донором иммунной плазмы можно стать повторно?

– В нынешней ситуации это крайне желательно. Процедуру можно повторить через две недели. Сдав плазму один раз, донор обеспечивает пациентов с коронавирусом примерно тремя дозами иммунной плазмы. В зависимости от показаний, каждому пациенту плазму нужно вливать несколько раз. Пока что сдать иммунную плазму можно только в Минске и Витебске, но планируем, что в ближайшие дни это можно будет сделать во всех областных центрах трансфузиологии. В том числе в центре трансфузиологии Минска на базе 6-й городской клинической больницы.

На выходе из РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий встречаем того самого нулевого пациента с коронавирусом – студента из Ирана Парсу. Он тоже пришел, чтобы сдать плазму.

А Екатерина Русак нас и вовсе растрогала.

– Я медсестра нейрохирургического отделения НИИ травматологии и ортопедии, – скромно рассказывает женщина. – И я тоже перенесла коронавирус. Где заразилась – понятия не имею. Никуда не уезжала, особо нигде не бываю. Я в принципе не болезненный человек. Простуды переношу на раз-два-встали! И вот у меня заболевает ребенок: температура – 39. А через четыре дня и я. Мне это сразу странным показалось. Я же не болею! А тут голова раскалывается, температура, кашель сильный… Потом дышать тяжело стало. Я на рентген, а там двухсторонняя пневмония. Сначала положили в Боровляны, там тест показал положительный результат. Потом перевели в борисовскую инфекционку. Там мазки уже были отрицательными. Всего сделали четыре теста. Положительным был только один. У всех коллег, с которыми я контактировала, и у всех домашних коронавирус не подтвердился. До сих пор не могу понять, где я могла его подцепить. Езжу ведь только в пригородной маршрутке. Но и там все люди свои, их тоже проверили. Все здоровы…

«Я просто хочу, чтобы они жили»: перенесшие коронавирус белорусы рассказали, почему сдают кровь для тяжелых больных — фото
Фото: Святослав Зоркий, kp.by

БУДЬ В КУРСЕ!

Для тех, кто перенес COVID-19 и хочет стать донором плазмы, Минздрав опубликовал контактные телефоны.

РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий: +375 (17) 289-86-56; +375 (29) 770-57-53 (замдиректора Лариса Михайловна Гущина).

Телефоны Единого донорского центра: +375 (29) 362-82-93, +375 (17) 289-84-84, +375 (17) 289-86-43, +375 (17) 289-01-08.

Городской центр трансфузиологии УЗ «Городская клиническая больница №6»: +375 (17) 239-59-13, +375 (29) 190-97-48.

Областные центры:

Витебск: 8 (0212) 24-03-80; Гомель: 8 (0232) 53-98-32, 8 (0232) 53-98-14; Брест: 8 (0162) 28-53-81; Могилев: 8 (0222) 25-74-22; Гродно: 8 (0152) 31-54-04; Молодечно: 8 (0176) 75-47-35.

ПИШИТЕ НАМ!

Если вы или ваши близкие заболели коронавирусом, у вас есть актуальные вопросы или факты по этой теме, вы медик и хотите поделиться информацией – ждем ваши письма на vir@phkp.by или сообщения в Вайбере и Телеграме на номер +375 29 124-42-59.

Более 240 случаев пневмонии выявлено за сутки в Витебской области

Более 240 случаев пневмонии выявлено за сутки в Витебской области

Бизнесмен из Витебска оказал поддержку Лепельской ЦРБ

Витебский врач сообщил о прокурорских проверках. В прокуратуре объяснили, что происходит

Витебчанка, которая первой в Беларуси заболела и затем излечилась от коронавируса, рассказала как это было

8022 заразившихся с начала вспышки. Новый печальный рекорд — плюс 741 случай коронавируса за сутки

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий