Одна Двина – два города
В 275 км к западу от Витебска, на территории Латвийской Республики, находится город Даугавпилс (до 1920 года – Двинск, или Динабург). Несмотря на то, что теперь города разъединены границей Евросоюза, у витеблян и даугавпилчан много общего. Оба города стоят на Двине – Даугаве, а до Октябрьской революции Двинск был уездным центром Витебской губернии.
Одной из «визитных карточек» как Витебска, так и Даугавпилса является трамвай. Некоторые туристы едут издалека, чтобы прокатится на этом электротранспорте. Расскажем, чем похожи трамвайные линии Даугавпилса и Витебска и в чем их различия.
Как известно, в Витебске трамвай был пущен в 1898 году бельгийским акционерным обществом. В Двинске о постройке трамвая заговорили в это же время.
По материалам изданной в 1975 году книги «Здесь, в краю озер – Даугавпилс», первый проект Двинского трамвая был составлен в 1910 году петербургским инженером Васильевым. Удивительно, что Двинский трамвай изначально планировался не на электрической, а на паровой тяге. Помимо пассажиров, трамваем планировалось перевозить в город мясо с боен. Однако на его сооружение у городской думы не нашлось денег.
Через 2 года, 12 января 1912 года, Двинская городская дума заключила договор о концессии на 40 лет с англичанином Джоном Снодоном на устройство электрического трамвая. Снодон внес в кассу управы 10 тысяч рублей залога, обязуясь за два года соорудить линию, отчисляя несколько процентов прибыли в городской бюджет. Однако проект не был утвержден, а Снодон получил назад деньги с процентами.
В 1920-30-е годы власти Даугавпилса вели переговоры со шведскими и английскими фирмами о строительстве трамвая, но каждый раз переговоры заходили в тупик.
Трамвай в Даугавпилсе был пущен в торжественной обстановке 5 ноября 1946 года. Первую линию от кожевенного завода до вокзала построили в рекордно короткие сроки – всего за 123 дня. В прокладке трамвайных путей принимали активное участие жители Даугавпилса, предприятия и организации города. В первый рейс вышли всего 4 вагона образца 1901 года.
Менее чем через год, 5 октября 1947 года, был пущен в эксплуатацию первый возрожденный после Великой Отечественной войны трамвайный маршрут Витебска – от Смоленской площади до современного коврового комбината. В рейс тогда вышли восстановленные работниками трамвайного парка довоенные вагоны серии Х, построенные на Мытищинском заводе.
В современном Даугавпилсе действуют 3 трамвайных маршрута. По протяженности рельсового пути Даугавпилсский трамвай не сильно уступает Витебскому – 27 км (в Витебске 36,1 км). Объясняется это внушительными для Даугавпилса размерами (при населении города в 80 тысяч человек) и отдаленностью таких районов, как Стропы. Интересно, что трамвай идет туда через лесопарк.
Стоимость проезда в Даугавпилсском трамвае невелика по латвийским меркам и составляет всего 50 евроцентов (1 рубль 13 копеек на белорусские деньги). Для сравнения, в Риге трамвайный билет стоит 1 евро 15 центов (2 рубля 61 копейку). Если верить Википедии, то в воскресенье и праздничные дни проехать по Даугавпилсу на трамвае можно за 25 центов (57 копеек).
Неудивительно, что при столь демократичных ценах в вагонах Даугавпилсского трамвая часто можно наблюдать давку.
Купить билет на трамвай в Даугавпилсе можно у кондуктора. Сам билет больше напоминает чек (такие же билеты выдают и в Смоленском трамвае). Заплатить кондуктору можно как наличными, так и карточкой.
Даугавпилс – единственный во всем Европейском Союзе город, где до сих пор эксплуатируются трамваи советского производства. Это, в первую очередь, хорошо известные витеблянам «красные» трамваи КТМ-5 Усть-Катавского завода образца 1990 года. Несколько лет назад по Даугавпилсу курсировали трамваи-«буханки» Рижского вагоностроительного завода, но увидеть их мне, к сожалению, не удалось.
Значительную часть трамвайного парка Даугавпилса составляют трамваи марки КТМ-23 и КТМ-31 производства все того же российского Усть-Катавского завода, закупленные в 2014 году на смену «буханкам». Такие же «апельсиновые» трамваи можно увидеть и в Смоленске. В 2013 году Даугавпилсский трамвайный парк планировал закупить трамваи «Белкоммунмаша», но в последний момент договор был расторгнут.
Многолетнюю «верность» российским производителям трамваев в Даугавпилсе можно объяснить необычным устройством токоприемника – штангой, напоминающей длинный рог. «Однорогие» трамваи более маневренные и бесшумные, что имеет большое значение на узких даугавпилсских улицах.
В центральной части города трамвайные пути проходят почти вплотную к некоторым жилым домам. Необычной особенностью Даугавпилсского трамвая является то, что на многих участках пути он однопутный. В результате на некоторых остановках (например, у торгового центра «Соло») приходится стоять по 10-15 минут, пропуская встречные трамваи.
В остальном же Даугавпилсский трамвай мало чем отличается от Витебского, разве что в вагонах объявляют остановки на латышском языке.
Как по улицам Витебска трамваи из Риги ездили. «РВЗ-6», «Татра» и «Шкода».
А реклама тоже бесконечно кричит из динамиков пока едешь внутри?
Нет, слава Богу, реклама не кричит из динамиков.