Как по улицам Витебска трамваи из Риги ездили. РВЗ-6, «Татра» и «Шкода»

что у нас похоже, а что – нет

Что может связывать Витебск с Ригой? Сперва может показаться, что ничего. Разве что два города стоят на Западной Двине – Даугаве. Но, изучив историю, понимаешь, что у двух городов очень много общего.

Рига. Трамвай на берегу Даугавы. Фото: Сергей Мартинович

Когда-то в состав Витебской губернии входили в том числе и современные латвийские земли с городами Люцин (Лудза), Режица (Резекне) и Двинск (Даугавпилс). Витебляне до революции активно ездили на заработки в Ригу, гоняли туда плоты. В 1866 году оба города связала Риго-Орловская железная дорога.

В Витебске, в районе 5-й коммунальный, есть Рижская улица. В Риге тоже когда-то была Витебская улица – теперь это улица Ерсикас.

Рига. Трехвагонный трамвай «Шкода». Фото: Сергей Мартинович

Наконец, и в Витебске, и в Риге есть трамвай. Причем появился этот вид городского электротранспорта и у нас, и у латышей приблизительно в одно время. Витебский трамвай, как известно, был пущен в 1898 году, а рижский – в 1901 году, в один год со Смоленском и на 6 лет раньше, чем в тогдашней столице Российской империи Санкт-Петербурге.

Рига. Остановка трамвая. Трамвай «Татра». Фото: Сергей Мартинович

Но на этом сходство не заканчивается. Дело в том, что в Риге долгое время действовал знаменитый вагоностроительный завод. Сейчас, по данным Википедии, предприятие находится в стадии банкротства, а еще несколько десятилетий назад оно выпускало трамвайные вагоны, которые курсировали в том числе и в Витебске.

Трамвай-«буханка» марки рижского производства с «фирменным» логотипом на проспекте Фрунзе. 1970-е годы. Из книги Василия Павлючкова «Витебский трамвай. Люди, события, факты» (2014 год)

Трамвай РВЗ-6 начал выпускаться в Риге в 1960 году и производился на протяжении 28 лет. В народе это вид транспорта назвали «буханкой» из-за закругленного спереди и сзади корпуса.

Витебский трамвай-«буханка». Вид изнутри. Фото: Сергей Мартинович

В Витебск, по данным Василия Павлючкова, первый рижский трамвай прибыл 28 октября 1967 года. Трамваи РВЗ поставлялись в наш город до 1988 года, пока не были сняты с производства. Всего в Витебском трамвайном парке работало 125 рижских трамваев. Последние 5 из них ездили по нашим улицам в 2015 году, пока не были заменены новыми, белорусского производства.

2013 год. Один из последних витебских трамваев рижского производства на улице Смоленской. Фото: Сергей Мартинович

Интересно, что в Риге и в Витебске почти одинаковое количество трамвайных маршрутов. В Риге их сейчас 8, в Витебске – 9 (правда, с закрытием Полоцкого путепровода функционируют только 5).

Двухвагонный трамвай рижского производства на проспекте Черняховского. Фото: Сергей Мартинович

Единственное серьезное отличие рижского трамвая от витебского – в подвижном составе. В Витебске к настоящему времени большую часть трамвайного парка составляют машины АКСМ белорусского производства. А вот в Риге еще в советское время чешскую «Татру», главным отличием которой от советских трамваев была бесшумность, что было особенно важно для исторического центра латвийской столицы.

Двухвагонный трамвай на рижской окраине (улица Московская). Фото: Сергей Мартинович

Теперь к «Татрам» добавились чешские «Шкоды» — длинные сочлененные трамваи с низким полом, число вагонов в которых доходит до трех. В Витебске перед Великой Отечественной войной тоже ходили трехвагонные трамваи, но от них быстро отказались. Последний двухвагонный трамвай исчез с улиц Витебска в 2009 году.

Витебский трамвай: 4 забавных народных прозвища, которые мы еще помним.


1 комментарий

  1. Есть утверждение, согласно которому те же трамвайные вагоны в СССР распространялись по некой иерархии. Были советские УКВЗ (т.н. КТМы) и РВЗ, а были импортные Tatra. Витебску полагались, видимо, первые. Они и составляли основу парка трамваев в 1970 — 2000-е годы. РВЗ ушли с регулярных маршрутов в городе в 2013г..
    Сегодня, в виду негласной монополии, у нас (за незначительным исключением пока) работают трамваи одного производителя.

Добавить комментарий